Кое-что про старушку Кристи.

Ричард Макдональд: литературный дневник

Я читал все детективные романы Агаты Кристи. А она их настрочила довольно много. Считаю ее очень талантливой представительницей детективного жанра, хотя, конечно, не все произведения у нее равноценны. Что подкупает – ясность сюжета, отсутствие всякой уводящей в сторону, лишней фигни, честная игра с читателем, когда автор делится с ним всем, что он знает, достаточным для самостоятельного поиска-вычисления убийцы. Собственно, любого убийцу из ее романов вы можете самостоятельно разоблачить – еще до того, как его или ее назовут великие сыщики Кристи – Пуаро или Марпл, или кто-то из других героев-детективов (если романы без этой двоицы). Я могу похвастаться, что в ходе чтения многих романов вычислил почти всех ее убийц, кроме тех немногих случаев, когда мне было просто лень те самые серые клеточки напрягать. Читать почтенную даму Агату, как правило, легко и интересно. Но в чем составляющая ее детективного творчества? Не скажу, что это недостаток, - просто составляющая. Убийство для нее - просто функция. Она не показывает нигде его ужаса. Наверное, это свойственно многим детективным авторам. Находят труп, убили такого-то так-то. Ву а ля, сыщик, ищи убийцу! Конечно, он его всегда найдет, морально изничтожит, разоблачит (большей часть эффектно-публично в компании веривших ранее этому убийце людей) и отдаст в руки правосудия. Казалось бы, читатель удовлетворен вполне, но вот беда, - жертв убийцы этого не воскресить. Да не плюнуть ли на них читателю? Ведь они же, эти жертвы, просто функции, условия сюжета, безликие тени… Их на самом деле читателю жалко? Думаю, в мире Кристи этого нет. Почти всегда политкорректная развязка «злодей разоблачен!» (есть у нее несколько приятных исключений) искупает всё происшедшее.



Другие статьи в литературном дневнике: