Голоса 1917 года

Игорь Клюев 2: литературный дневник

В середине 1960-х сотрудники радиостанции "Свобода" собрали ещё здравствующих русских эмигрантов первой волны и записали их личные воспоминания о трагических событиях 1917 года. Эти аудиозаписи выложены на сайте Колумбийского университета https://clck.ru/SGCPT


Когда я слушаю дочь Петра Столыпина, Льва Толстого и других - ощущение что лично беседуешь с ними. История оживает. Настораживает сходство ситуации: люди разных слоёв сильно разочаровались в императорской семье и не противились февралю 1917... не подозревая, что будет следом.


А следом пришёл Паша Антипов - Стрельников (очень уж Троцкий со своим бронепоездом похож на прототип Стрельникова).


Вспоминается фрагмент из встречи Юрия Живаго и Стрельникова с гениальным прозрением, метафизическим проникновением Пастернака в душу большевика:


"Две черты, две страсти отличали его.
Он мыслил незаурядно ясно и правильно. И он в редкой степени владел даром нравственной чистоты и справедливости, он чувствовал горячо и благородно.
Но для деятельности ученого, пролагающего новые пути, его уму недоставало дара нечаянности, силы, непредвиденными открытиями нарушающей бесплодную стройность пустого предвидения.
А для того чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое.
Стрельников с малых лет стремился к самому высокому и светлому. Он считал жизнь огромным ристалищем, на котором, честно соблюдая правила, люди состязаются в достижении совершенства.
Когда оказалось, что это не так, ему не пришло в голову, что он не прав, упрощая миропорядок. Надолго загнав обиду внутрь, он стал лелеять мысль стать когда-нибудь судьей между жизнью и коверкающими её темными началами, выйти на её защиту и отомстить за нее.
Разочарование ожесточило его. Революция его вооружила.
Источник: https://boris-pasternak.su/proza/doktor-zhivago/105"


И уж совсем безнадёжно, после этого:


"«Может быть из моих приготовишек», — думал он, на минуту отложив попытку докончить разговор с вокзалом. — «Вырос и бунтует против нас». — Стрельников мысленно подсчитал года своего учительства и войны и плена, сойдется ли сумма с возрастом мальчика. Потом через вагонное окно стал разыскивать в видневшейся на горизонте панораме тот район над рекой, у выезда из Юрятина, где была их квартира. А вдруг жена и дочь до сих пор там! Вот бы к ним! Сейчас, сию минуту! Да, но разве это мыслимо? Это ведь из совсем другой жизни. Надо сначала кончить эту, новую, прежде чем вернуться к той, прерванной.
Это будет когда-нибудь, когда-нибудь. Да, но когда, когда?



Источник: https://boris-pasternak.su/proza/doktor-zhivago/106"


Ну, вот скажите мне, большевики - строители коммунизма... Оно того стоило?


Уже безбожие Маркса погубило идею коммунизма. Христианский коммунизм апостолов и проповеди Иоанна Златоуста с критикой собственности давали надежду на путь к царству Божьему на земле, если бы социалисты и коммунисты были христианами.. А без Господа мысль о коммунизме - приводит желающих счастья будущим поколениям на демонический путь - убить "чужих", расчистить поляну для нового человека... а без Бога нет не только нового, но и вообще человека.


Война приводит к быстрому превращению вчера своих в "чужих" завтра. Не допустить! Оставаться человеком. Что бы ни произошло завтра - оставаться человеком.




Другие статьи в литературном дневнике: