Шон i кусень мяса

Ията Мбыл: литературный дневник

Шон вже добре навчений по закінченні прогулки підбігать до цепу, шоб дать себе пристегнуть. І добився я цього зовсім не харчовим підріпленням. Пес, як будь-який чоловік, не дуже охоче продає свою свободу за кусок хліба, але за ласку, а ще як жіночу, то він все віддасть і з радістю дозволить посадити себе на ланцюг. Але цього разу йому так не хотілось залишити свої розваги в снігу, який він бачив перший раз в житті, шо я вирішив його заманить шматком мяса. Він підбіг, ухватив і втік з ним. От який ти, хитрюга, обдурив мене, - подумав я. Помилка. Але він зарив на чорний день свій приз і вернувся до цепка.
Дурень, ти дурень - сказав я йому - як же ти тепер до нього доберешся?





Карон Прайор " Не рычите на собаку"



Десять правил выработки
С моей точки зрения существуют десять правил, управляющих процессом выработки. Некоторые — по крайней мере четыре первых — берут начало из психологических лабораторий и установлены экспериментально. Другие, насколько мне известно, даже не являлись предметом специального изучения, но рассматриваются всеми, кто имел дело с выработкой поведения, как неотъемлемая особенность: вы всегда знаете (обычно слишком поздно), когда вы нарушили одно из них. Я перечислю эти правила, а затем несколько подробнее остановлюсь на каждом из них:


1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.


2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.


3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня ответа, т. е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.


4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.


5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу выработки так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.


6. Не меняйте тренеров на «середине реки»; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы выработки на каждый из типов поведения.


7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.


8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.


9. Если навык ухудшается, «возвратитесь к детскому саду», быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.


10. Оканчивайте, по возможности, каждую тренировку на высокой ноте и в любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого.


это отсюда:
https://read-book-online.com/psihologiya-i-psihoterapiya/345396-ne-rychite-na-sobaku.html?page=13
аудио:
https://www.youtube.com/watch?v=KZQSvJ6I50Y



Другие статьи в литературном дневнике: