Мартин Хайдеггер Martin Heidegger

Ирене Крекер: литературный дневник

Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger)


Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) (1889-1976), немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля, внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Согласно Хайдеггеру, подлинное понимание должно начинаться с наиболее фундаментальных уровней исторического, практического и эмоционального существования человека - тех уровней, которые поначалу могут и не осознаваться и которые, возможно, влияют на деятельность самого разума.


Хайдеггер родился 26 сентября 1889 в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия). Окончил иезуитское училище, гимназию (1909), поступил в университет во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил докторскую диссертацию (1913). В 1920 Хайдеггер стал ассистентом Гуссерля. В 1923 получил звание профессора Марбургского университета, а через пять лет Гуссерль назвал его своим преемником на кафедре философии во Фрайбурге. В 1933 был избран деканом факультета. Оказавшись на вершине преподавательской карьеры, Хайдеггер вскоре вынужден был уйти в отставку. После войны жил вначале уединенно, но позже возобновил преподавательскую деятельность и вел ее до 1957. Умер Хайдеггер в Мескирхе 26 мая 1976.


Хайдеггера как мыслителя занимали прежде всего формы повседневного существования, или, по его словам, способы «бытия в мире». Он разделял глубокий скептицизм Гуссерля в отношении некоторых тенденций развития современной научной мысли, особенно связанных со все возрастающей зависимостью от чисто формальных, количественных аспектов математического знания и их приложением к таким далеким от них областям исследований, как социальные науки. Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом бытия человеческого субъекта и способом бытия, характерным для физических объектов. Научное мышление игнорирует само понятие бытия, сам смысл того, что значит существовать.


В Бытии и времени (Sein und Zeit, 1927) Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, - эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия - человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов («экзистенциалов») человеческого «бытия в мире», таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует «другой» и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов.


Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей «подлинности» и впадает в усредненное существование, в «неполноценные» способы бытия в мире. Это - бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из «них» (das Man), вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога (Angst) разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные «люди» больше не могут доминировать, поскольку «они» уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования. Для Хайдеггера и экзистенциалистов опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования; поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти (Sein zum Tode, бытие-к-смерти).


Хайдеггер всегда полагал, что проблематика мира и «другого» является важнейшей для рассмотрения человеческого существования, однако его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе Что такое метафизика?(Was ist Metaphysik?, 1930) и во Введении в метафизику (Einfuhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную «технологическую» интерпретацию природы. В своих проницательных работах о языке и литературе, таких как Гёльдерлин и сущность поэзии (Holderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), Толкования поэзии Гёльдерлина (Erlauterungen zu Holderlins Dichtung, 1937), Отрешенность (Gelassenheit, 1959) и Путь к языку (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя или поэта. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть «сказанным» или «начертанным».


Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии: Учение Платона об истине (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947), Кант и проблема метафизики (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929), Лесные тропы (Holzwege, 1950), Ницше (Nietzsche, 1961) и Вопрос о вещи (Die Frage nach dem Ding, 1962).


По материалам энциклопедии "Кругосвет"
Публикации


+ - Бытие и время
+ - Вещь


Доклад был прочитан в Баварской академии изящных искусств 6.6.1950 и включен в сборник «Доклады и статьи» (1954). Перевод может только отдаленно показать, как в оригинале Хайдеггер дает говорить самому немецкому языку, слыша каждое слово в его истории, многозначности, связях, созвучиях.


// Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993. Перевод В. В. Бибихина
+ - Время картины мира
+ - Европейский нигилизм
+ - Жительствование человека
+-Закон тождества
+ - Записки из мастерской
+ - Знаки
+ - Изречение Анаксимандра
+ - Искусство и пространство
+ - К вопросу о бытии.
+ - Кант и проблема метафизики
+-Метафизика Ницше
+ - Метафизическая концепция Ницше и её роль в европейском мышлении (Вечное возвращение равного. Лекции 1922-1944)
+ - Мой путь в феноменологию
+ - Наука и осмысление
+ - О сущности истины
+ - О тайне башни со звоном
+ - Онто-теологическое строение метафизики
+ - Основные понятия метафизики. Мир. Конечность. Уединение
+ - Основные проблемы феноменологии
+ - Отрешенность
+ - Переписка М.Хайдеггера с К.Ясперсом
+ - Письмо о гуманизме


Развернутый ответ М. Хайдеггера французскому философу Жану Бофре, который в связи с эссе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм есть гуманизм» (1946) спрашивал о перспективах обновления этого понятия.


// Время и бытие. – м., 1993. – с. 197-202 Перевод В. В. Бибихина
+ - Послесловие к «Что такое метафизика ?»
+ - Преодоление метафизики
+ - Проселок
+ - Семинар: Хайдеггер - Кассирер
+ - Слова Ницше « Бог мертв!»
+ - Феноменология и теология
+ - Что значит мыслить
+ - Что такое метафизика ?
+ - Язык


См.также


Мартин Хайдеггер: Heidegger.Ru
Мартин Хайдеггер: Heideger.Narod.ru
Введение к работе М.Хайдеггера
Сообщество любителей философии Мартина Хайдеггера в Живом Журнале
Философия Мартина Хайдеггера
Бенно Хюбнер. Ночь бытия
А. Б. Демидов. Истина и смысл послушника бытия
М. Хайдеггер и феномен японского мироощущения (по “Диалогу между японцем и спрашивающим”)
Дополнительные материалы к спецкурсу “«Бытие и время»: картина Хайдеггера” для студентов философского факультета Уральского государственного университета
Полемос Хайдеггера: от Бытия к Политике (Реферативный перевод Gregory Fried. Heidegger’s Polemos: from Being to Politics)
Фактичность и событие мысли. Сборник научных трудов (под ред. Т. Щитцовой)
Абросимова Е.А. Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера
Адорно Т.В. Негативная диалектика
Алиева Ч.Э. Феноменология: Э.Гуссерль и М.Хайдеггер
Бимель В. Мартин Хайдеггер сам о свидетельствующий о себе и своей жизни
Борисов Е. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера
Борисов Е. К вопросу о феноменологическом методе в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера
Борисов Е. Феноменологический метод М. Хайдеггера
Борисов С.В. Ребенок и ничто: первые попытки рефлексии экзистенциальных состояний
Борисова Н.З. История между "жизнью" и "смертью": Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер
Борчиков С.А. Гегель, Хайдеггер и новая философская идея
Босс М. Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии
Броган У.А. Слушая тишину: умолчание и зов совести в философии Хайдеггера (статья из сборника)
Броган У.А. Хайдеггер и Аристотель: Dasein и вопрос практической жизни
Бросова Н.З. История между «жизнью» и «смертью»: О. Шпенглер и М. Хайдеггер
Бросова Н.З. «Вопрос о Боге» в хайдеггеровской философии 30-х гг
Валенурова Н.Г. Современный человек в поисках смысла
Ван Дорцен Э. Вызов подлинности по Хайдеггеру
Васильева А.С. Воля к власти Фр. Ницше через призму исследований М.Хайдеггера
Власова О.А. Феноменология в пространстве психиатрии: Хайдеггер и клиницисты
Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История. Мыслители. Проблемы
Власова О.А. Экзистенциальная аналитика и экзистенциальный анализ: Хайдеггер - Бинсвангер - Босс (pdf)
Власова Ю.В. Диалогическая онтология Хайдеггера (к постановке проблемы)
Водолагин А.В. Тусклый свет экзистенции
Водолагин А.В. Книга М.Хайдеггера «Бытие и время» (1927): современные интерпретации (2007) К 80-летию публикации
Вознесенский А. Хайдеггер и Сартр о поэзии
Воскресенская В.В. М. Хайдеггер и Ж. Деррида: опыт критической рефлексии
Вульф Д. Всё, что вы хотели знать о Хайдеггере (но боялись спросить у вашего терапевта)
Гарбузов Д.В. Учение М. Хайдеггера об экзистенциальной природе времени
Громов Р.А. Нужен ли нам Хайдеггер? К вопросу о перспективах отечественной академической философии
Демидов А.Б. Истина и смысл послушника бытия (о работе Мартина Хайдеггера "Бытие и время")
Добрынина В.И. Философия XX века. 2.3. Экзистенциализм (Ж.-П. Сартр — Л. Шестов — М. Хайдеггер — К. Ясперс — Н. Бердяев — М. Бубер)
Ерина Е.Б. Хайдеггер о новой системе ценностей Ф.Ницше
Есельсон С.Б. То, чего боялся Хайдеггер, или крах либерализма и становление PR-сознания у журналистов
Желнов М.В. «Сущность свободы как истина» и «сущность истины как свобода» (идеи Ф. Шеллинга и М. Хайдеггера в наши дни)
Жижек С. Тупик трансцендентального воображения, или Мартин Хайдеггер читает Канта (pdf)
Жирова А.С. Религиозные искания М. Хайдеггера
Жукова О.А. Хайдеггеровский вопрос о бытии, или возможно ли метафизическое мировоззрение сегодня?
Завьялов Б.М. Возможностное обнаружение человека в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера
Зарубин А.Г. Философия экзистенциализма
Земляной С.Н. Феноменология и этика
Золотухина-Аболина Е.В. Идеи М. Хайдеггера: психотерапевтическое прочтение
Инишев И.Н. О термине Dasein в философии Хайдеггера
Источникова А.В. Проблема анализа Бытия как стратегический замысел герменевтики М.М. Хайдеггера
Источникова А.В. Общие вопросы герменевтики М.М. Бахтина и М. Хайдеггера
Киреев Г. Словарь — конспект по работе Мартина Хайдеггера «Бытие и время»
Киселева Е.С. К вопросу о бытии: Хайдеггер и Франк
Книжник О.В. Давосская дискуссия между Кассирером и Хайдеггером: символическая трактовка проблемы Бытия
Козлов Д.Д. Бытие переживания — переживание Бытия (перечитывая Хайдеггера) // Сборник научных трудов СамГУ
Койре А. Философская эволюция Мартина Хайдеггера
Корнеев М.Я. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур
Красавин И.В. Бердяев и Хайдеггер: общее в различном
Кречетов М.Ю. Вопрос о подлинности: Т. Адорно versus M. Хайдеггер
Кротов Я. Нацизм и гуманизм: казус Хайдеггера
Левинас Э. Трудная свобода (сборник - «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля», «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером», «Трудная свобода», «Гуманизм другого человека» и др.)
Летуновский В.В. Терапевтический смысл онтологической герменевтики Мартина Хайдеггера (Читая статью Л. Сухоцкой)
Летуновский В.В. Был ли Хайдеггер верующим?
Летуновский В.В. Сартр, Хайдеггер и психотерапия
Линдквист М. Текст несостоявшегося выступления перед участниками Международной Психодраматической Конференции 2004 г. в Оксфорде (перевод Е.Л.Михайловой)
Липовой С.П. Система стимулов и аргументов в концепции «ничто» М. Хайдеггера
Махлак К.А. Попытка православной интерпретации философии М. Хайдеггера у Х. Яннараса
Мелихов Г.В. О феноменологии: Гуссерль, Хайдеггер и Шанкара
Механикова Е.А. Соблазн как искушение другим, или пророческий дискурс М. Хайдеггера
Михайлов А.В. Бытие и время: 80 лет спустя (pdf)
Михайлов И. Был ли Хайдеггер «феноменологом»? (К публикации статьи Мартина Хайдеггера «Мой путь в феноменологию»)
Михайловский А.В. Мартин Хайдеггер - философ на лесной тропе (к 120-летию со дня рождения)
Михалева Е.Ю. Начало мышления или мышление начала? (О возможности различения двух типов начала в философии Хайдеггера)
Мурзин Н.Н. Хайдеггер о технике: существо вопроса
Нанси Ж.-Л. О событии (из сборника «Философия Мартина Хайдеггера и современность»)
Папуш М.П. Основания экзистенциальной психотехники (Обратный билет для Хайдеггера)
Паткуль А.Б. Человек, субъект, Dasein (pdf)
Плотников Н. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли
Разинов Ю.А. От категорий к экзистенциалам: к проблеме экспликации форм неклассической рациональности в онтологии М. Хайдеггера
Разинов Ю.А. Понятие категории и экзистенциала в философии М.Хайдеггера
Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа
Сакутин В.А. Топология вины и проблема одиночества в фундаментальной онтологии Хайдеггера
Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время (биография из серии ЖЗЛ)
Свердлюк Я. Мартин Хайдеггер: самоопределение личности — самоопределение общества.
Соловьёв А.Е. «Детеологизация» онтологии в «Бытии и времени» М.Хайдеггера и современное православное богословие.
Сосланд А.И. Ключ к Хайдеггеру
Ставцева О.И. Очерк хайдеггеровской философии
Ставцева О.И. Понятие «экзистенция» у Шеллинга, Кьеркегора, Хайдеггера
Ставцева О.И. Словарь основных терминов философии Хайдеггера
Суворова А.Н. Философия Мартина Хайдеггера и экзистенциальная философия
Сузи В.Н. Тютческая «живая жизнь» и «вот-бытие» Хайдеггера: энергийность и витальность
Сусенко О.С. Феномен возникновения философии из повседневности. Думы о смерти и М. Хайдеггер
Суханцева В.К. Хайдеггер: к онтологии обыденности
Суханцева В.К. Мартин Хайдеггер вопрошающий о культуре
Тарасов B.B. Человек между бытием и ничто в философии Хайдеггера
Торчинов Е.А. Беззаботное скитание в мире сокровенного и таинственного: Мартин Хайдеггер и даосизм
Тугендхат Э. От Гуссерля и Хайдеггера к философии морали (интервью с Э. Тугендхатом)
Фалев Е.В. Истолкование действительности в ранней герменевтике Хайдеггера
Фрумкин К. Словарь хайдеггерианских терминов
Фрумкин К. Конспект "Бытия и время" М. Хайдеггера
Хайдеггер М. Семинар: Хайдеггер - Кассирер
Хайдеггер М. Переписка М.Хайдеггера с К.Ясперсом
Холл Х. Интенциональность и мир (I раздел "Бытия и времени" М.Хайдеггера)
Чернышева М.М Непредикативность вины в феноменологии М. Хайдеггера
Шпарага О. Бытие и время М. Хайдеггера в постсоветском контексте: перспективы и тупики (pdf)
Щитцова Т.В. Вопрос об отношении между поколениями в фундаментальной онтологии Хайдеггера
Щитцова Т.В. Отношение к другому в "Бытии и времени" Хайдеггера и философии события Бахтина




Другие статьи в литературном дневнике: