Читал Шукшина, жизненно...Сел дальше читать рассказы Шукшина, начал с рассказа «Приезжий», где как бы случайно находят друг друга бывшие близкими когда-то мужчина и женщина. Рассказ – один большой диалог, очень естественный и живой, с непременными акцентами в виде деталей, ловко скармливаемыми Шукшиным. Приехал бывший репрессированный, художник, в деревеньку, нашел свою бывшую семью; все для того, чтобы с дочерью повидаться. «Седой человек в светлом костюме», его терзала душевная боль, но он нашел свою дочь, которая обещала быть с ним и заполнить пустоту в душе. Грустный, очень даже, рассказ. «В профиль и анфас»: на скамейке сидят два человека. Старик и парень, старый и молодой. У каждого – свои проблемы. Парень говорит, что права на год отобрали, за кружку пива и стакан вина; старик говорит, что помрет скоро. Тема деревни в рассказах Шукшина – одна из частых; даже не деревня сама, а люди, в деревне выросшие, привыкшие к трудностям жизненным. Просторечные словечки в речах героев так и проскальзывают. Вернемся к рассказу, который посвящен, на самом-то деле, поиску смысла жизни. «Иван поставил гармонь на лавку, закурил, долго молчал. И вдруг не дурашливо, а с какой- то затаенной тревогой, даже болью сказал: – А правда ведь не знаю, зачем живу. – Жениться надо.» Женитьба – как продолжение рода и размеренная семейная жизнь – вот смысл жизни по Шукшину. «"Нет, надо на свете одному жить. Тогда легко будет", – думал Иван, стиснув зубы. И скоро вышагивал по улице – к автобусу» – так заканчивается рассказ, словами заблуждающегося главного героя. Зря ты так, Ваня. «Беседы при ясной луне»: с самых первых строк автор вводит читателя в историю, в жизнь человека. Марья Селезнева, работавшая в детсаде, вынуждена была найти другое место работы; нашла – сторож сельмага. «И повадился к ней ночами ходить старик Баев», который «средним шажком отшагал шестьдесят три годочка», «незаметный был человечек». Вот как Шукшин в речи своих деревенских героев обходит такое обыденное для деревни явление как мат: «Он мне: "Ты, говорит, – мне мозги не... того, говори дело!" Матерщинник был несусветный.», аккуратно и естественно. Учитесь, товарищи. В разговорах «за жизнь» раскрывается биография чиновника Николая Баева Феропонтовича, который про себя Марье Селезневой и рассказывает: про то, как учиться ему отец запрещал, как зрение посадил, как людям за доброе слово, курицу, яйца или шерсть прошения составляет, «тут целая наука», как говорит сам Николай Феропонтыч. Из-за стремления учится, учившись лишь полтора года в церковно-приходской школе, стал счетоводом, потом бухгалтером; даже ревизором поработал. И сравнивается этот чиновник с другими людьми, его судьба – с другими судьбами. Все познается в сравнении; хороший рассказ. Шукшин пишет про людскую жизнь в самом ее простейшем проявлении – про деревню, про село, но при этом у него получается вложить в рассказ мудрые мысли, о том как надо и не надо жить. Двусложность рассказов Шукшина – хороший пример для подражания многим молодым авторам, которые используют только одну плоскость – формально-содержательную, не трогая почти идейно-повествовательную и идейную. «Вложи душу в произведение» – не пустые слова, ведь автор с большой буквы, настоящий автор, вкладывает в произведение свои взгляды на жизнь, свои мысли, свои советы – все то, что в совокупности составляет душу человека. Читатель – не дурак, не камень – прознает ведь авторскую неискренность и формальность повествования. Делаем вывод – пишите с душой! Продолжаю чтение Асприна, местами очень смешно; одна шутка ввела меня в минутный ржач (про дни-минуты), другая – не меньше (про измерение Извра). До десятой главы дочитал – описание обучения магии Скива Азом, их злоключений, запудривания мозгов рыцарям и бесам. Советую, почитайте Асприна – получите массу положительных эмоций. © Copyright: Сергей Сурганов, 2006.
Другие статьи в литературном дневнике:
|