Константин о Константине

Кедров-Челищев: литературный дневник

Сообщение Известия\Культура от 01.06.2007


КОНСТАНТИН КЕДРОВ
Золотая роза
Исполнилось 115 лет со дня рождения Константина Паустовского Константин Кедров Когда Россия оглянулась по сторонам после бесконечных идеологических чисток, казалось, вокруг не оставалось ни одного интеллигентного человека. К тому времени удалось создать особую, в меру талантливую и абсолютно неинтеллигентную литературу. Писатели говорили только о тоннах, кубометрах и километрах.


Вот и интеллигентнейший Паустовский написал "Кара-Бугаз". Повесть о добыче слабительного английской соли.


Это был материализм в полном смысле слова. Писателей заставляли писать не о людях, а о материи. Многим казалось, что человек уже никогда не вернется в литературу, тем более человек интеллигентный. Ведь слово "интеллигенция" чаще всего употреблялось с двумя эпитетами: гнилая или трудовая. Голос интеллигентного человека неожиданно прорезался в "Повести о жизни" Паустовского.


Бунин, прочитав первые главы, тотчас написал восторженное письмо. Оказывается, и литература, и интеллигенция в России еще живы!


Паустовский начинал с бесхитростной семейной хроники в духе Тургенева и Аксакова. И это уже звучало диссонансом в стройном хоре социалистического реализма. Сначала вернулись тургеневские и чеховские герои, а затем, когда дело дошло до описания революции, заговорили десятки голосов, казалось бы, умолкнувших навсегда. Бабель, Грин, Олеша, Багрицкий, Ильф и Петров, Фраерман. Одних к тому времени забыли, о других, как о Бабеле, и говорить-то вслух опасались. Нет, это были не мемуары, а реставрация. Сквозь кровавую коросту времен проступали лики давно обреченных на смерть и поругание, а потом на забвение.


Но вот на трибуну вышел Хрущев и львиную долю царского гнева обрушил на Паустовского. Он, мол, неправильно показал революцию. У него, видите ли, голод был в Одессе, питались одной килькой. "А у нас и кильки не было!" возопил глава государства. Ему бурно аплодировали. Конечно, Паустовского и раньше топтали за романтизм, отрыв от жизни, за уход в природу и воспевание "патриархальщины". Но то были наемные критики, явные певцы с чужого голоса.


Здесь же абсолютный монарх, глава государства шел на писателя с открытым забралом. Паустовский оказался среди неугодных вместе с Ильей Эренбургом, Михаилом Роммом и молодыми Аксеновым, Вознесенским, Евтушенко.


При всем различии они в чем-то были очень похожи Ромм, Паустовский, Эренбург. Их отличало чувство собственного достоинства. Никто из них не был бескомпромиссным рыцарем без страха и упрека. Все прошли сквозь неизбежные ритуальные воспевания Сталина. Их умело использовали в пропагандистских целях для демонстрации интеллектуального благополучия в СССР. Ведь если есть такие рудименты дворянской культуры, как Паустовский, как можно говорить об отсутствии свободы в стране победившего самого себя социализма?


Мне до сих пор не очень понятно, каким образом Паустовскому удалось выпустить альманах "Тарусские страницы", позднее подвергнутый ритуальному избиению в официальной печати. Но факт остается фактом: из дачного места Таруса превратилась в центр интеллектуального противостояния кремлевскому хамству.


А дом Паустовского стал некой бревенчатой духовной крепостью. Паустовский никогда не молчал. Даже в последние дни своей жизни, задыхаясь от астмы, он пишет в ЦК, протестуя против травли Юрия Любимова. Он пишет гневное и аргументированное письмо против новых попыток обелить и морально реабилитировать Сталина. Что бы сказал он сегодня, посмотрев два-три сериала про доброго и хорошего вождя...


Когда Марлен Дитрих приезжала в Советский Союз, она пришла в ЦДЛ на встречу с Паустовским, вышла на сцену, встала на колени и поцеловала ему руку за рассказ "Телеграмма", который когда-то произвел на нее громадное впечатление.


А таких рассказов у него десятки. Даже после смерти писателя по всей стране прошли идеологические совещания, где его клеймили. Я присутствовал на таком сборище, где глава идеологического отдела КГБ громил уже отошедшего в вечность. "Вот и покойник Паустовский..." начал он гневную фразу. И тут из зала донесся отчетливый молодой женский голос: "Сам ты покойник!" Многие литераторы моего поколения обязаны Паустовскому и выбором профессии, и осознанием своего места в жизни. Книга "Золотая роза", вышедшая на заре антисталинской оттепели, открыла людям мир, где человек зависит только от своего таланта. Мир абсолютной духовной свободы. Мир искусства. Золотая роза собирательный образ. Рассказ о мастере, который собирал золотую пыль, оставшуюся от ювелирных работ, и постепенно набрал столько золота, что смог отлить из него для своей возлюбленной золотую розу символ своей любви.



Другие статьи в литературном дневнике: