Кант 3

Кедров-Челищев: литературный дневник

Вернемся к одному из главных открытий Канта . Все наши представления о мире так или иначе ограничены категориями пространства и времени. Во времена Канта это было абсолютное время и абсолютное пространство Ньютона. Теперь , когда выяснилось ни того ни другого в природе не существует, блестяще подтвердилась правота Канта об ограниченности чистого разума, который может выстраивать такие гениальные модели мира, как физика Ньютона и при этом заблуждаться в течении столетий. Теперь когда стало ясно , что время и пространство не вечны и не абсолютны а относительны и зависят от скорости света, возникает вопрос, а не являются ли эти понятия тормозом на пути познания. Строго говоря, с точки зрении физики нет ни времени , ни пространства, а есть то, что Эйнштейн называл простанственно-временной континуум, а гениальный русский филолог Михаил Бахтин обозначил термином хронотоп (хронос-время, топос -пространство). Однако все наши житейские представления по прежнему зиждутся на ньютоновской, по сути дела не верной картине мира. Мы по прежнему представляем некое бесконечно протяженное время и отдельно от него якобы существующее пространство. Хронотоп-реальность, которую мы так и не научились моделировать в своей психике. Чисто кантовская коллизия-мы как бы уперлись в некую стенку из пуленепробиваемого стекла. Следующим поколениям предстоит построить для себя модель мира, которая будет соответствовать открытиям физики и космологии 20-го века. Сегодня же, как это не странно, мы всё ещё психологически обитаем не во вселенной Эйнштейна, а во вселенной Ньютона. Отстаем на целые столетия.
Что касается кантовских антиномиий о вечности и не вечности о бесконечности и ограниченности, о необходимости и случайности-они активнейшим образом задействованы и в современной физике и в современной космологии. Например выяснилось , что хронотоп ограничен и не бесконечен, однако за этой не бесконечностью мира космолог Хоккинг видит модель, где времени нет, но существует изначальное пространство, то что в обыденной жизни мы назвали бы вечность. И опять же, что такое это вневременное пространство , мы не знаем и даже не можем пока представить. Снова прав Кант-дальнейшие открытия ждут нас за пределами привычных моделей времени и пространства.
Самое замечательное, что Кант дает нам представление о вещах , которые в принципе не могут быть обозначены, поскольку их смысл и сущность неисчерпаемы. Здесь и чистый и практический разум должны потесниться уступая место искусству и образу. Это лучше других сформулировал гениальный поклонник и переводчик Канта русский поэт Афанасий фет: "Что не знаю сам, что буду, петь, но только песня зреет".



Другие статьи в литературном дневнике: