Это похоже на Воображаемую геометрию Лобачевского. Политика, как прямая линия, а через точку вне этой прямой можно провести бесконечное множество прямых , паралельных данной. Прямая линия это политика, а бесконечное множество паралельных это литература. Политика по сравнению с литературой прямолинейна. Литература всегда свернет в какое-либо 4-е измерение и поминай как звали.
Если сравнить "Раковый корпус" Солженицына с его "Архипелагом Гулаг", вряд ли сравнение будет в пользу последнего. Но влияние на ход мировой истории оказал отнюдь не "Раковый корпус", а именно "Архипелаг Гулаг". Или сравним насквозь политизированную публицистику Льва Толстого с его романами и... Даже не берусь предсказывать , что перевесит. Несомненно Толстой политик и проповедник оказалги гантское влияние на мировые умы от Эйнштейна до Махатмы Ганди. Вряд ли "Война и мир" и "Анна Каренина" перетянут чашу весов. Скорей всего-равновесие. Если говорить о политической правде жизни, любой рассказ Шаламова окажется весомей и "Одного дня Ивана Денисовича" и всех других глыб Александра Исаевича. Но политическая правда и правда жизни вовсе не являются конечной целью литературы. А какова же цель литературы? Любой ответ на этот вопрос будет политичен и прямолинеен. Войнович в "Москве 2042" дал точнейший политический прогноз ближайшего исторического будущего России. Но Россию этот прогноз никак не затронул. Почему? Ответить на этот риторический вопрос невозможно. Не существует силометра, определяющего силу и мощь художественного воздействия.Любой роман Сорокина или повесть Пелевина, казалось бы должны стать могильными камнями на всём советском, а ведь не стали. А вот "Муму" Тургенева окончательно похоронила крепостное право в сердцах и душах людей.
К сожалению никто не смог написать "Муму",похоронившую сталинизм. Сталинизм жив, потому что новый тургенев мёртв. Вернее ещё не родился. До Пушкина никто не помышлял о "тайной свободе". Пришел поэт с явно аполитичным манифестом "ты царь -живи один, дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум"-и началась новая эра, которая не завершилась и по сей день. Возможно даже она никогда не завершится и не закончится.
Прочтите сегодня "Полтаву" Пушкина и мы увидим поэта в рядах луганских и донбасских ополченцев. Как это получается я не знаю. А уж актуальнее, казалось бы написанного на злобу дня политического памфлета "Клеветникам России" и не придумаешь. Какой там Захар Прилепин! Пушкин, Пушкин и только Пушкин.
Не разделяя коммунистических иллюзий Маяковского, я всю жизнь мечтал об издании его лирики без политики. Сбылась мечта идиота - книга оказалась пресной и совсем не маяковской. Оказывается "Письмо комсомолке Татьяне Яковлевой" гениальная лирика, не отделимая от политики. Или политика неотделимая от лирики. Вывод прост -политика для писателя и поэта, как тестостерон для мужчины. Этого тестостерона порой явно не достовало Фету. Политические взгляды у него были, но как то явно отдельно от поэзии. Зато для Тютчева его политическая лирика стимул, вернее виагра. Его философская лирика-природный тестостерон, а лирика политическая -виагра. Но ему это было нужно. Ему, но не России.
Вся политическая деятельность Лимонова с его национал -большевизмом и с "Лимонкой" не стоит даже одного заглавия "Это я -Эдичка". Любой абзатц его книге в тысячу раз энергичнее всех лимонок. То же самое скажу о его стихах. В отличии от его политических манифестов, невнятных и вялых, каждый стих наполнен энергией. Пусть даже дурной, но живой.
Сегодня поэзия и литература перестали воздействовать на сердца и умы. Одна из последних поэм Вознесенского "Возвратитесь в цветы" абсолютно гениальна, но её не прочли и даже не заметили. Казалось бы вот она лирика без политики:"Живите искренне, живити ирисно-возвратитесь в цветы". Читателя не задевает и не берёт. А "Спаси нас господи от самоварварства!" берёт-ещё как берёт. Я думая что шестидесятников вне политики просто не существует. Политикой является сама их лирика, что учуял Хрущёв каким-то кабаньим нюхом и сходу принялся терзать и топтать, то , что не растерзать не растоптать неввозможно-саму поэзию. И всё таки советский авторитарный правитель был абсолютно прав, когда провозглашал с трибуны:"Литература-это артилерия!" Чуял и ценил силу слова. Только не артилерия а гиперзвуковая ракета "Игла" и лазерная торпеда "Кинжал".
Нет! Рано петь лазаря, отпевая литературу в пользу публицистики , документалистики и гламура. Просто не пришел маяковский и не родился тургенев. А может уже пришел и родился и вот -вот скажет веское слово.