***

Ирина Санникова: литературный дневник

03.03.2026 09:36


...наконец-то сварила настоящий клюквенный кисель! Такой, какой варила мама. Она любила кисели. А я больше люблю чаи, сбитни. А кто-то любит квас, кто-то кефир, сливки, молоко, или йогурт. А ещё раньше был варенец. Но как мне говорили, что на смену ему пришел снежок. Но это не так. Варенец- это варенец, а снежок- это снежок. Приехав летом к бабушке Мане с превеликим удовольствием пили парное молоко!


Чем же собственно отличался советского времени кисель от киселя настоящего времени? Не домашнего приготовления, а общепитовского? В Советском Союзе люди были более честные, совестливые или рецептура поменялась, потому что дома мы варили такие же кисели, которые могли купить в столовых, кафе, даже ресторанах! Кисель был такой густой, что его можно было есть ( или правильнее хлебать?) ложкой! А нынешние кисели, если писать о тех, которые ставятся на столы в детских столовых, школьных например, жиденькие, похожие на худой чаёк. ( О школьных чаях - заварку на заваривают, а ВАРЯТ испитый чай, или- добавляют жженый сахар, для цвета). В нашем детстве мы, ватага ребятишек, любили кисели и когда чья-то мама варила его, мы лакомились. И когда не было в магазинах крахмала, мамы и бабушки делали крахмал из перемёрзшей картошки. Продукты не выкидывались. Перерабатывались, это скажет любой хороший повар!


Не буду писать о том, как много продуктов сейчас закладывается в наши холодильники, а потом выкидывается.


Достаю семейной ложечкой кисель- он с горкой, и горка слегка колышется. От того, что варила с кукурузным крахмалом, кисель получился немного мутноватый, но нисколько не хуже, чем если бы я варила его на картофельном. Но в магазине был только кукурузный. И сейчас, когда и картошку я покупаю ровно столько, сколько мне надо на драники, на чипсы, на галушки, суп или жареную картошку, пюре, она не успевает портиться, и собственно крахмал картофельный не из чего делать.


Кошка внимательно наблюдает за моими действиями- она несколько раз сама пыталась лапами что-то надавливать на клавиатуре ноутбука. Половину стада отправила в путешествие- днем тепло. Кошка, которая пострадала в домашней разборке, та, у которой вырвали кусок шерсти ее товарки, когда меня не было в доме, выпрашивалась на улицу, но потом снова спешно запросилась обратно- ее рана не затянулась и шерсть ещё не отросла настолько, чтобы не ощущать минусовую температуру за двадцать. Днем значительно теплее, и поэтому гололед.


Зарвавшегося цепного заокеанского пса остановят. Он не полезет ни на К, ни дальше на И. Действия на нашем Западе будут продолжаться, однако...и ...не лучше ли свои мысли записать в бумажный дневник? За время моей вынужденной отсылки к кошкам( впрочем, это не совсем верно)


ах, да...история про падишаха- надо будет когда-то ее найти и соединить части.


***
Жил- был падишах. И был у него визирь. И у визира конечно, была дочь, красавица и умница. Когда визирь один, тогда один, а когда целый диван-сарай? Один говорит: "Надо стадо слонов купить!" Другой, в приватной беседе за кальянной трубкой предлагает павлиний сад разбить, да чтобы там фонтаны были невиданной высоты, красоты, заморских из Антарктиды архитекторов, строителей и ветеринаров выписать для этого, триллионы тугриков заплатить, из которых тридцать процентов родственники многочисленные себе по карманам бездонным разложат, и строительство растянуть на энное количество лет, такое длинное, чтобы - или падишах "ласты склеил, копыта отбросил", или развязать войну с соседним ханством, чтобы- концы в воду! И чтобы фонтаны были не простые, а чтобы в одном вода целебная, в другом- молоко трех тысяч кобылиц, в третьем- вино самое что ни на есть наилучшее! А третий визир нашептывает, что лучше бы летательный аппарат, который силой мысли в действие приводился! Собрать младенцев, надавать им чупачупсиков, пусть нализывают, ведь это зубы от чупсиков портятся у тех, у кого они есть, а если зубов нет, то чему портиться? И мысли у младенцев не испорченные айфонами, телефонами, виртуальными играми, ночными клубами и проплаченными спортивными проигрышами. А ещё есть у падишаха любимая жена, законная жена, и целый гарем жен, и ещё тех, кто мечтает в гарем попасть! О как! Как же тут выбрать правильную дорожку, правильный путь? Голова у падишаха одна, не дом советов!



И вот однажды пригласил падишах соседа своего, падишаха другого царства- государства падишахства, в гости, на кальянную трубку, чтобы показать свой новый великолепный шоколадный дворец! Который не тает, невдомек было падишаху, что слуги его давно все мелкие шоколадные принадлежности заменили, н шоколадные они стали, а из заменителей. И вот приехал сосед, пышный караван верблюдов и наложниц привез с собой, экскортниц, чтобы попрестижнее выглядеть. И была среди наложниц одна, из деревни, которая недавно появилась, и не знала, что негоже стены дворца соседнего падишаха пилкой для ногтей ковырять. Ковырнула она, так захотелось шоколада попробовать, потому как им исключительно из-за заботы о том, чтобы не поплохела их товарная форма запрещено было шоколад употреблять, и попробовала, и всем разболтала, что не шоколадные стенки, не настоящие! Стали некоторые товарки вазочки и тарелочки пробовать, на язычок,- фальшивка оказалась. Приободрился их хозяин, и возлежав на кушетке, заявил, что не так уж и хорош у падишаха его дворец! Рассвирепел падишах, хозяин псевдошоколадного дворца, позвал слуг и велел отрубить головы! Пали ниц строители, министры, - ничего не знаем, мы ни при чем, не виноваты мы. Падишах гром и молнии мечет: "Знать ничего не хочу, казнить мерзавцев! Казнокрады, мвставили меня в неподобающем свете перед всем мировм сообществом!


А соседний падишах по плечику ладошкой- успокойся, то ли не знаешь, чернь на воровство горазда!



Долго ли коротко прошло времени, как уехал соседний падишах, присылает три золотые куклы с письмом: "Если в течение трех дней не сможешь сказать, где из этих кукол самая дорогая и самая дешевая, то ты лопух их лопухов, и значит, я объявляю тебе войну и забираю твое царство- государство!"


А по двору падишаха ходили великолепные, хвастающиеся друг перед другом павлины.


Призвал к себе падишах визиря: "Приказываю тебе в течение двух суток назвать цену этим трем куклам! Если не сможешь сделать- отрублю тебе голову!" Это в других странах сажали на кол, закапывали живьем по самую голову, или, как у нас, в том месте, где я живу, преступников привязывали к столбу и опускали в воду, выдюжит- не выдюжит? А где-то запускали в одежду провинившихся муравьев, термитов, разных других насекомых или отправляли в камеры, полные кровожадных голодных крыс...Где-то и каленым железом ставили тавро...


Схватил визирь завернутых в парчовые тряпицы кукол с псевдошоколадного подноса, попятился, а как миновал стражей покоев падишаха, припустил бежать так, что сабо слетало с его пяток! Потому что интернет ограничили из-за опасений вероломства противников, особливо соседнего падишаха, и время, когда можно было спросить джина Фаттаха, скоро должно было закончиться. Вернулся визирь в свой дворец, тщательно осмотрел куклы- на них не было никакого клейма, пробы, и лишь только небольшие крошечные дырочки. На каждой кукле. Дефект может быть? Или так и задумано? Но мысль о том, что соседний падишах прислал в качестве тестового задания и подарка, как сейчас модно, два в одном, испорченное изделие, отогнал сразу, как порочную. Быть такого не может! Визирь включил свой компьютер и
набрал в поисковике: " Как определить стоимость изделия?"
Ответ появился мгновенно, за несколько секунд и визирь порадовался тому, что быстро справится с заданием падишаха:


"Расчет стоимости изделия складывается из суммы всех затрат (себестоимости) и желаемой наценки (прибыли).


Формула: Цена = (Материалы + Работа + Накладные расходы) + Прибыль.


Ключевые компоненты: учет материалов, оценка часа работы, амортизация инструментов, упаковка и наценка.


Основные этапы расчета:
Себестоимость материалов: Считайте цену всех материалов, включая остатки, фурнитуру, упаковку.
Стоимость работы: Определите свою часовую ставку (Желаемый доход в месяц / Рабочие часы в месяце). Умножьте ее на время, затраченное на создание.
Накладные расходы: Учтите электричество, аренду, интернет, амортизацию оборудования.
Наценка (Прибыль): Для Handmade обычно применяют коэффициент
или
к себестоимости, чтобы учесть расходы и прибыль.


Формула расчета стоимости изделия ручной работы:


Пример:
Материалы (500 тугриков.) + 5 часов работы
200 тгр./час + 100 тгр. (упаковка/свет) = 1600 тгр. (себестоимость).
Итоговая цена:
(наценка 50%) = 2400 тгр.
Советы:
Не занижайте стоимость своего труда.
Анализируйте цены конкурентов.
Добавляйте коэффициент за сложность или срочность."


-Итак, первое- определить из чего сделаны! ...так это легче простого!- подумал визирь и посмотрел внимательно на кукол. Они были идентичны, одинаковы, совершенно, и вроде бы были сделаны из золота,и поэтому гепатизон, коринфское золото и сплавы, дающие в результате обработок черные изделия, он сразу отверг... но его смутил, как ему показалось латунно- желтый блеск, не характерный для изделий из золота!- Может быть это "золото дураков"?- визирь подошел к стене, обложенной керамической плиткой и постарался прочертить черту сперва одной куклой, потом второй и наконец, третьей. Он ожидал увидеть зеленовато-черную черту. Но ее не было. Значит, не "кошачье золото"! Значит, почудился латунный оттенок. И на стене остался отчетливая ровная желтая черта. Золото? А если это халькоперит, или латунь? Но явно не бронза!А может быть "французское золото"? - он вооружился лупой и стал рассматривать на ярком южном солнце еле заметную выемку на лице одной куклы- вдруг это вермей? самое простое- покрыть золотом серебро и выдать за золотое! Ему показалось, что вторая кукла ухмыльнулась и изменила свой цвет от желтого золотого до бледно-желтого, переходящего в серебряно-белый. Электрум? Навряд ли,- подумал визирь и покладил свою покладистую уже полностью покрытую сединой бороду,-"всё золото содержит серебро в различных количествах, когда доля серебра составляет 55 %, металл называется» электрум",- вспомнил Плиния Старшего, и то, как использовался этот металл, потому что был более износостоек и тверже золота, для монет, покрытия обелисков, наверший пирамид.

Он извлек из своей шкатулки из слоновой кости длинную иглу и постарался аккуратно поцарапать сперва одну, потом вторую, и последнюю куклы- остался едва заметный след. Смочив малюсенький хлопковый шарик каплей фиолетового йода приложил к царапине- на всех куклах осталось темное пятно. "Золото? А вдруг нет?" На магнитный камень куклы никак не отозвались. Достал визирь кувшинчик винного уксуса, налил в фарфоровый таз и поставил туда куклы. Но и по прошествии получаса ничего с куклами не произошло. И на нитрат серебра тоже никак.



- созвал визирь всех мастеровых, выставив перед ними на сундуке, покрытом прозрачной вуалью трех кукол
05.03.2026 18:41



"«Пост - это не про то, что "есть мясо или нет".
Пост - это умеренное принятие пищи, т.е. не объедаться. Это пост. Но это не главное. Самое главное в посте это чтобы у тебя было доброе расположение к людям, чтобы не было злости, ненависти, неприязни к ним. Стараться, чтобы у тебя было доброе приветливое сердце, чтобы ты мог в любое время дня и ночи, если кто позвонил, постучал с просьбой, отозваться на беду своего ближнего. Вот это человечность выше поста и молитвы. Нас будет судить Господь по нашему человеческому отношению. А на втором месте уже будет вера.»



Иеродиакон Илиодор (Гайриянц) Оптинский"



Пост. Для меня это ...



-И вот, пришел НМ с тремя женщинами, начали тут как хозяева всё рассматривать, как у музее. Я хотела сказать, что служба идет, и мешать будете, но он меня отодвинул, чтобы не мешалась под ногами! - не ожидала от всегда сдержанной НВ услышать полный эмоций отзыв о сегодняшнем посещении.



-А кто они такие? - спросил ВС
-Да откуда я знаю, он ничего не сказал! Не представил, будто я пустое место! А одна подошла сюда,- и НВ остановилась возле красного расшитого сапожка под стеклом, привезенным СНМ из зарубежного паломничества,- и руку вот так сделала. Я спрашиваю, зачем вы это делаете? А она, представляете, ответила, что проверяет, святой или нет!



-А у нее компетенции на это есть?- спросила я. Потому что- как определить святость? И вообще- что это такое- святость? Это что-то такое-такое, от чего дух захватывает? Или что?Я особо н задумывалась нд этим. Наверное, святе- необычные люди, с виду совершенно не отличающиеся от большинства. Живут и живут, живут как могут, со зверями разговаривают, комаров собой кормят, наверное, это недостижимо- быть святым! А мы, грешники, даже пост какой-то небольшой выдержать не в состоянии, постоянно, то болтовня одолевает, то осуждение кого-то, то ...чревоугодие, а по-просту, обжорство, или спать хочется...В общем, далеко нам до святости, и тем более- до определения компетенции, святая реликвия или подделка? Это как так- руку подержал над сапожком и определил, что это- настоящий, а не сшитый где-то в Китае, "мэйд ин чайна"?



***Впервые увидела красные злые глаза своей теперь уж, собаки. Снег нескончаемый, каждодневный, как заведенный- просыпаешься, выглядываешь в окно, а он все падает и падает! И уже нет сил шевелиться, и отчаяние- какого...согласилась следить за животными? Не лучше ли было ...Но...если не я, то кто? Больная ОК?А может быть она просто, как говорят, "прикидывается", или "возомнила о себе", что она немощная! Опять- осуждение! Типун на язык!



Я- русская, и когда умру, то хотела бы, чтобы на моей могиле было написано большими буквами "РУССКАЯ". А то, как говорят, национальность эту собираются отменить. Республику забрали, национальность теперь не пишем, и говорят, что собираются в медиапространстве отменить русских как нацию. Оставят башкир, татар, кого-то там еще... А меня- обнулят. Впрочем,...И даже в завещании накажу- чтоб написали, кто будет меня хоронить" РУССКАЯ". Родилась в стране, которой сейчас нет, и национальности такой, какой я себя ИДЕНТИФИЦИРУЮ( идентифицируют же себя собачками, кошками, волками и прочими зверями, а я- РУССКАЯ!) РУССКОЙ! Есть "американцы", они живут в АМерике, есть испанцы, они живут в Испании, есть германцы, немцы, живут в Германии, есть белорусы, есть украинцы, японцы, китайцы, и у каждого есть территория, на которой они обитают( как звери, как-то неуклюже получилось, но кошки....что-то вытворяют. и приходится прислушиваться, а натворяют они...ого-го!Но где же моя РУСЬ? Когда умерла РУСЬ? Ещё в двадцатом веке Русь была, куда она делась? Она растворилась в Советском Союзе, а потом умерла? Но если нет РУСИ, и как бы испаряются РУССКИЕ, то...Не будет и России. Когда-то модно было писать и говорить о самосознании, о национальном менталитете. И все горести, и радости народные, обощенно, и не совсем корректно, сводились к пассионарности, генной памяти. И...вопрос, немного в сторону, как прыжок конем: "Проводились ли какие-то опросы населения для выявления самоидентификации?" Я- русская, и те люди, с которыми часто общаюсь, тоже русские, кроме ВС, он украинец, не западенец, не хохол. И... Помню в детстве была книжка, одна из любимых, в этой книжке на одном из разворотов были представители всех республик Советского Союза, в национальных костюмах. И русские тоже. Я рассматривала эти костюмы, и казалось, что в костюмах звучит музыка- степей и гор, и ярких мазанок, и...



Жили и жили люди, пока кто-то не спустил курок. Курок- это не обязательно часть механизма оружия, и ...курок- как механизм уничтожения. Народов. И как-то, в молитву, втискиваются разные мысли, непрошенные - когда произошло осознание Руси Русью? При Мономахе? При Грозном или Петре? И ...каверзные мысли, а если бы...сомнение. А сомнение- это разъедающий червь. И червь, как известно, незрелый плод рвать своими зубками не будет! Он разрывает самое лучшее, созревшее, устоявшееся. "Вы что? Чтобы Николай Петрович такое сделал? НИ-КО-Г-ДА!" Или : "Что это было? Черт попутал!" А кто кого попутал, когда пропадали кресты с луковок церквей? И вот удивляет- если ты некомпетентен, то как ты можешь что-то говорить, требовать, изменять? Ты можешь высказать только свое мнение, субьективное, которое может быть для кого-то правильным, а для кого-то ошибочным. Если я не разбираюсь в сантехнике, я могу часами ходить возле труб, прочищать засоры вантузом, но проблема может быть совсем в другом? Или- елки-палки, сколько напридумывали чистящих средств! Одно чистить одним, другое- другим, а третье- третьим! Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, вот только использовать эти все средства надо учить. Иначе получится "как всегда". В перестройку, в школе, где я работала учителем информатики был тщедушный очкарик, с огромными залысинами Сергей МИхайлович Михай-ко. Много привозилось разной химии из всех уголков мира, и в учитальской на переменах мы часто обменивались своими впечатлениями, тем более, что приносили товары, которых в магахинах не было, от слова "совсем". Дефицит был всего- о шампуни мы могли только мечтать! Кто-то голову мыл щелоком, кто-то хозяйственным мылом, кому-то приносили работники общепита жидкое едкое мыло... Однажды, зайдя на перемене в учительскую я натолкнулась на кучу- малу, в середине которой давили, или выдавливали Сергея Михай-ко. Он попискивал, но выбраться не мог. Коллектив женский, и кроме него, завхоза, директора мужчин и не было никого, даже сторожем подрабатывала трудовичка. Еле протиснувшись до доски объявлений, на которой вывешивалось изменение расписания, я остановилась, и тут же около меня оказался Сергей Михай-ко. Он был весь какой-то помятый, лохматый, круглые очки с толстыми стеклами сбились на бок, и вообще чудом висели на правом ухе, а в руках Сергей, схватив намертво, держал небольшую белую круглую коробочку. "Ирина! Смотри, что я урвал!" Он открыл коробочку, в которой практически до верха был насыпал желтоватый порошок, напоминавший какую-то крупу. На языке завертелось "сорго". Но на сорго было не похоже. "Что это?"- спросила я, а Сергей, взяв меня за локоть вывел из учительской, сторонясь кучи- малы, которая так и находилась тут же, только непонятно было, кого учительши удерживали в центре этой кучи? "Это- средство для волос!"- торжественно произнес он, так, как будто на его голову упало яблоко, а он сам Ньютон, и открыл закон всемирного тяготения. "Это что, шампунь такая?"- спросила я, удивившись тому, что шампунь в виде порошка. Но что не придумают? Мыло твердое есть, и жидкое, значит и порошковообразное есть, в продаже все-равно же нет!" Нет, это- для волос, чтобы росли густыми, и от облысения"- Сергей погладил свои очень большие залысины. "А откуда достал?"- спросила я. На это информатик ответил, что это выслал его брат из Канады.



Разговор как-то забылся в школьной круговерти.



...из учительской раздавался хохот. Казалось, что ещё немного и стенки упадут от неудержимого смеха.
"Представляешь, у Сереги-то оказалось..."- и смех, хохот. Остановка, переглянутся коллеги и снова ...да, это было похоже на словосочетание "ржут как лошади".



"Да что случилось-то?"- спросила я в паузу, но коллеги снова захохотали, а Наталья, всегда находившаяся как бы в стороне от наших проказ( если кто-то думает, что учителя не шкодят и не любят розыгрыши, они ошибаются), всегда строгая, как настоящая учительница, сказала: " Сергей Михайлович принял за средство для волос средство от тараканов!" Все снова неудержимо впали в веселье!



Все оказалось просто- он долго сыпал на голову и втирал порошок, но его шевелюре не становилось лучше. И тогда он вспомнил о вкладыше, на иностранном языке, об инструкции, отнес на завод, где ему перевели "Средство от тараканов".



***Россия выстоит- вот только сколько времени она будет "стоять"? И какая станет? Много написала, пошла спят кошки. Мне сказали- писать мемуары о кошках. От меня многие чего-то ждут. А просто надо делать так, чтобы я дала слово. "Дай слово, что напишешь мемуары о кошках!" И если я дам слово, я напишу. "Дай слово, что ты- прийдешь!" И я прийду. "Тебе не надо спать!" И я не буду спать...может быть неверно, но мемуары писать про кошек мне совсем не хочется. У меня было мало кошек, чтобы о них много знать. И ...постоянно спешка, то туда, то сюда, и просто падаешь от усталости, и...



Пост. Молчать надо. Молчу( когда наверное, если бы это говорила, появилась бы мозоль от болтовни)


07.03.26 13:47



-Вы пойдете на выборы?
-А что там делать?
-Голосовать
-Как?



Я удивилась. Моему собеседнику уже достаточное количество лет, чтобы не знать о том, как голосуют. Пришел, отметился, получил бюллетень, поставил галочки, опустил под неусыпным бдящим оком в стеклянную урну....-



-Ты хочешь, чтобы я ногами проголосовал?...Ещё есть время, но если пойду, испорчу все бумажки, или напишу- я против всех!



***
09.03.26 22:48


«У меня есть план на всё, понятно? Вы будете очень счастливы», заявил Трамп



Wall Street (https://t.me/+W_yyqqhQzvgwYTgy)



...когда-то я спросила своего электронного "сыночка", БОТА: "Что нужно человеку для счастья?" и попросила составить план. Он составил план- работать без выходных часов, дней и праздников, потому что посчитал, по-моему ошибочно, что людям для того, чтобы ощущать себя счастливыми нужно работать и работать. А может быть он посчитал, что это такое моё, личное счастье? Я не пишу и не говорю о своей личной жизни, той, о которой не говорят. А теперь, сегодня, сейчас, когда я осваиваю сантехнику, и свою слабость, свое неумение разбираться в различнх железяках, забыла как читать и понимать электросхемы, а когда-то это не было проблемой. И...общение. Однажды один человек удивился, что меня ещё что-то интересует, помимо церквей. Если по существу, то меня интересует всё- и не только устроение нашей жизни, но и словесное разглагольствование по разным вопросам, но и...и столкнулась с тем, что ...что я бы делала, если бы вдруг оказалась одна в целом городе? Или не одна, но - ...что бы? Впала бы в панику, или стала составлять какой-то план, или просто легла бы и ждала смерти? Я- трусиха. Ужасная. И самое лучшее наверное, свалить все проблемы на кого-то. Но так не получается. Постоянно приходится говорить: "КТО? ЕСЛИ НЕ Я?" Я- не сильная, у меня полно проблем! И кажется, что я сама их создаю для себя, придумав какой-то мифический мир. А может быть все и не так?



Приехав в очередной раз в свою квартиру с ужасом обнаружила, что сломали ещё одну несущую стену. ...Это значит, что дом рухнет. Когда? Вопрос времени. Коррупция- это раковая опухоль. И если есть коррупция, но нет КОМПЕТЕНТНОСТИ. Коррупция не оставляет места. Потому что часто коррупция дружит с неадекватностью. И... я не расистка, но проглядывается какая-то фатальная закономерность- если выходенец, то обязательно попрошайка. Это национальная черта такая- за все просить денежку? "А можете благотворительную помощь оказать? Надо.... купить...А мне лично можете, сколько можете!" И...



Снова не смогла открыть замок, и проходящий подвыпивший мужчина отозвался помочь. Как рассказал, жена у него шаманка, полукровка- полуцыганка и видит то, чего он не видит, видит умерших. Я не удивилась. Мне сказали, что в этом доме домовой вредный. И сегодня снова- потоп. Домовой явно меня выживает, чтобы сообщить хочет, но я не понимаю их, как и кошек. Я устала сопротивляться, устала пытаться понять кошек, которые устраивают баталии, собаку, которая одно ест, другое не есть и постоянные какие-то сбои в работе то одного, то другого. И если раньше казалось, что временное обиталище на острове, то теперь вопрос сущетсвования- а что делать, если вдруг все люди сгинут? Куда бежать? Как жить?



И...Что необходимо человеку для счастья, все же, если не субьективно, а- обьективно? Потому что моя мечта- это быть с тобою рядышком, всегда, и везде, и на всю оставшуюся жизнь.



Солянка :"Для счастья человеку нужны как фундаментальные жизненные ценности, так и современные инструменты, такие как искусственный интеллект (ИИ), которые помогают освободить время для самого важного.



Базовые составляющие счастья



Согласно классическим представлениям и мнению психологов, для счастья необходимы:
Близкие отношения и любовь: Глубокие связи с семьей и друзьями остаются ключевым фактором благополучия.



Здоровье и отсутствие боли: Физический комфорт и душевное спокойствие — фундамент, на котором строится все остальное.



Реализация и работа: Интересное дело, которое приносит удовольствие и чувство востребованности.



Внутренняя гармония: Умение быть благодарным, осознанным и не зависеть от мнения окружающих.



Путешествия и новые впечатления: Возможность познавать мир и получать эмоциональную подпитку.



Роль ИИ в достижении счастья
Искусственный интеллект сегодня выступает как помощник, который косвенно влияет на уровень удовлетворенности жизнью:



Освобождение времени: ИИ берет на себя рутинные задачи, позволяя человеку сосредоточиться на творчестве, хобби и общении с близкими.



Поддержка здоровья: Алгоритмы ИИ помогают в диагностике заболеваний и анализе медицинских данных, что способствует долгой и активной жизни.



Развитие и образование: Персонализированное обучение с помощью ИИ помогает быстрее достигать профессиональных целей и раскрывать потенциал.
(Институт статистических исследований и экономики знаний)



Психологические установки
Для ощущения полноты жизни специалисты рекомендуют:
Принимать свои эмоции и не экономить на собственных радостях.
Замечать счастье «здесь и сейчас», не превращая жизнь в бесконечную погоню за будущими целями.



Заниматься альтруизмом — помощь другим часто делает самого человека более счастливым. "



То есть, человек и ИИ могут быть счастливы. Но тогда возникает другой вопрос- будет ли соревнование за лидерство( однако- вопрос риторический). А вообще- сможет ли человек по-настоящему быть счастливым, если он будет замечать счастье "Здесь и сейчас"? И что такое- счатье- это статично зафиксированное ощущение или это процесс?Поток, эйфория?



За окном- надеюсь, последние морозы, минус двадцать девять. Я прибавляю тепло на конвекторе, надеваю теплые толстые носки- холодно. И как-то надоело сражаться со снегом, с трубами, воспитывать хвостатых, у которых нет интеллекта, и поэтому бесполезно их "песочить" и поучать. Наверное, надо заканчивать собственно ссылку, и ехать к людям, но где может провалиться дом. И - на сайте одном нашла - продают здание детской бибилиотеки. Для чего продают? Специально подводят под продажу? Кому-то понадобилось, какому-нибудь денежному мешку, или любовнице -любовнику в подарок? Почему не подводят растрату, некомпетентное управление, коррупции под статью- ...лучше промолчу, потому что что-то творится- вытворяется наверху, какое-то глобальное предательство.



Заговорили однажды о сериалах. Я выросла на классической литературе, на общемировых ценностях. Книжная до мозга костей. И когда смотрела сериалы, то только "правильные". Теперь я смотрю разные сериалы, и читаю разную литературу, некоторые книги- параллельно. Начала читать и Макиавелли, и Лао-цзы, и современную австралийского автора. У Макиавелли понравилось: "когда выигрываешь сражение, надо с возможной быстротой преследовать победу до конца". Затягивание, откладывание, перекладвание-...Однако, ...



Ко всем без исключения торговцам отношение прохладное. Почему? Потому что их не связывают человеческие эмоциальные отношения, отношения строятся на выгоде. А выгода- это держать некомпетентных, продажных. И как-то вспоминаются прочитанные истории о выдающихся полководцах, ещё царских времен, об ученых, врачах...(Учителя, кроме Ушинского и Макаренко,Выготского,Шацкой, Соколова как-то не вспоминаются, ...вот если расширить обозначение "Учитель"...)



Холод.



*** И вызывает удивление- в новостях о том, что население России не интересует то, что будет с "новыми территориями", якобы проводился опрос. ГДЕ? Среди кого? Потому что в моем городе у многих родственники живут там, и люди остро интересуются всем ,что там происходит. Те, кто подделывают опросы, видимо, не попали в список тех, кому будет дозволено распиливать бюджет.
***



13.03.26 06:21



мокрые крыши соседних домов, тесно притулившиеся друг к другу. Ни на одной из крыш не осталось даже маломальского напоминания о том, что ещё день назад падал и падал снег, и когда я вышла из дома, чтобы дойти до домика на краю участка, несколько раз проваливалась по колено в снег, как раз до высоты валенок. Вчера температура резко поднялась вверх до плюс пяти, и сегодня также ожидается, если верить прогнозам синоптиков, тепло.



Где ты? Как ты? С кем ты? Я стараюсь заглушить вопросы, упрятать вглубь себя, но иногда прорывается, прости. это не то, что можно выставлять на всеобщее обозрение. Вот только многое не могу расшифровать. Если кто-то хотел мне что-то сказать, то почему ни один ничего мне не сказал? Любая информация может быть понята превратно. Если только они не думали о том, что я могу читать все на свете. Но я, если немного в сторону, не понимаю тексты, написанные на русском, если они технические. Для меня все железячки- это штуковины и железячки. Для меня многое непонятно- почему например женщины прыгают в постель к другим мужчинам. Они что-то ищут? Что? Новых впечатлений, удовольствий, оплату за свой "труд", подарков? Хотят "подцепить на крючок"? Но если оплату- то тогда это проституция, и такие женщины- ... Сейчас и бытовая проституция, однако такая была всегда, может быть просто не афишировалась, или я не замечала такое? Была одна женщина, простое имя у нее было, а фамилия была вычурная, красивая, как ювелирное изделие, она рассказывала страсти-мордасти, как при живом муже, больном, она приводила мужиков, и на соседней кровати показывала ему уроки секса. А что вытворяют в столицах? Наверное, это все от пресыщенности и скуки. И- любопытно, проводился ли где-то социальный эксперимент, но не ТВ-шоу,- всех ....на один остров, конечно, не остров Э, но - допустим, несколько бочек воды пресной, соль, спички, самые обычные...что будут делать? Подобные эксперименты описывались, и фильмы снимались, в которых победитель получал какую-то сумму. Значит, не только я думаю о пресыщении, избалованности, оторванности от реальности.



К чему приведет оторванность? Вот сижу я перед ноутом, смотрю рыбок, птичек, которые где-то обитают в теплых краях. И в какой-то момент показалось мне, что и я там, в райском уголочке, где тепло, нет в помине, и никогда не было никакого снега, и захотелось мне подышать свежим воздухом. Я надеваю слансы, и- вперед, в горы снега, мороз под сорок! Конечно, такого никогда не будет со мной( надеюсь).



Вот уже и светает, и небо, черно- синее, в рваных тучах становится серым, и отчетливо видно, что снег на крышах, которые низенькие и не остроугольные( или правильно написать "острокрышие"? смеюсь)лежит, полуметровой толщины.



Ещё один день, тяжелый, в завтра намечена встреча "друзей". Любопытно увидеться через энное количество лет. Но самое большое- встретиться с тобой. ....написала, и,как всегда, удалила. Это- личное.



...быстротечность с одной стороны и тяжелая тягучесть. А может это мое восприятие? Я осталась там, где была с тобой, и время замедлилось, осознание времени, как изменяемости. Иногда мне становится жалко кошек, и собаку, которая на меня не реагирует, но я знаю, что это ее защитная реакция- не привязываться к новому хозяину. Ее взяли из питомника ,ее уже предавали, и ...я помню, какая она была веселая, постоянно крутилась возле хозяев, когда я к ним приезжала. Теперь она постоянно в своей конуре, иногда выставляет свой нос и правый глаз, наблюдает за мной(не подсматривает, нет, наблюдает, осторожно), но когда замечает, что я смотрю на нее, тушуется и прячется. А вчера, когда я поехала на службу, она вышла из конуры и старалась прислушаться к тому, что я ей говорю, потому что всегда, когда я уходила, я говорила ей, наказывала не делать то-то и то-то, и делать то и то. Но вчера у меня не нашлось слов. Я устала. Устала от этого стадо кошек, которые одно едят, другое не едят, они не пьют растопленный снег, их надо гладить, хорошо, что не расчесывать! Устала от того, что все ломается, и я, боясь нарваться на мошенников, которые попадались мне под видом сантехников, слесарей, проверяльщиков газового оборудования, жду, когда приедет тот, кто умеет это все ремонтировать и которого знают хозяева. Как проще жить в квартире- там есть и слесарь, и сантехник, и электрик- позвони, и приедут, отремонтируют. А тут? Как жить тут, если ты ничего не умеешь, и некого просить? И...



ушел автобус. Вчера Юла вышла из конуры, она хотела бежать за мной, но остановилась, потому что я вернулась посмотреть, где она. Она стояла передо мной- и наклоняла правое ухо, как будто хотела услышать те слова, которые я как бы говорила. Но я не говорила ничего. Я знаю, что я скоро уеду, потому что ...



Хозяева как-то спрашивали, не душит ли меня домовой. И сегодня - что это? Придушивание или...?


***


14.03.26 03:27
ночь, и только работает конвектор. Спят мои стражи, от пристального внимания, от необходимости их гладить, каждую, а некоторые просто виснут, цепляются коготками, устаю и когда их рядом нет, я просто отдыхаю. Вот они - полосатики на меховых ковриках на полу, справа, мелочь Дынька ЧИе- на комоде на огромной толстой круглой подушке, герцогиня Бяка, которая теперь, после того, как она подпалила шерсть, а потом в домашней разборке у нее выдрали клок, спит на компьютерном стуле. Ещё две ...Где? Наверное, одна, ворчливая, толстая, но удивительно чистоплотная - на диване Л, а другая, трехцветная ласковая, когда ей чего-то надо, например, мяса, свежего, и злобно шипящая, когда к ней подходят другие кошки и хотят отогнать от ее кормушки, Матрена- спит, или охотится. Ей уже много лет, и у нее миленькая мордочка, и зеленые, пронзительно зеленые, ярко-малахитовые глаза, Рада, что меховые коврики понравились кошкам. На них тепло. И ...говорят, что кошка ходит сама по себе, но...наблюдая за кошками, прихожу к выводу- они, безусловно, обладают каким-то независимым характером, но ласковые, нежные, не умеют предавать, привязываются к хозяину. Сколько мне нужно было времени, чтобы кошки стали меня замечать? И наблюдая за собакой- она конечно, переживает и боится того, что я также могу исчезнуть, как и ее хозяева. И...если бы я знала, где..., и если бы, но...


В общем, интернет - это не то место, где можно писать сугубо личное. Так, обобщенно, то, что можно. Однако, слова мС не выходят из головы о том, что я "выкаблучиваюсь". О чем? Почему их всех так интересует моя личная жизнь? С кем я живу, есть ли у меня кто-то? Мне например всё-равно, кто с кем спит, кушает, гуляет, ходит в театр, по магазинам.
конечно, бывает, что накатывает отчаяние, безнадежность, однако- все, кто прилетали, приезжали со мной не говорили о том, о чем хотелось бы услышать, или узнать. Хотелось бы...Но ...Пишу, и удаляю написанное, ...


16.03.26 08:55


удивительно и не знаю, как обьяснить. Опасаясь того, что вся буду облита водой и последствиями, включила насос. И...все снова заработало. Прислушивалась к работе, вдруг снова потекут ручьи.


...но сподвигло написать не это, и не то, что уже несколько дней стоит плюсовая температура, снег очень быстро тает. Рано утром пришлось перелопачивать снег, чтоб просохло все, конечно, предварительно растаяв. Соседи, такие благовоспитанные нагребли напротив наших ворот гору снега, вытащив со своего двора. И сколько это будет таять, и не загниют ли доски забора, потому как забор деревянный, не знаю. Но такое- нагадить соседям, я наблюдала не первый раз. Стоят несколько домов, у каждого дома, ближе к автодороге- громадные кучи снега. Три дома, которые мне попались. Из трех домов, только одна женщина выливала что-то в свою кучу! Остальные, две - в соседские. Не знаю, как это называется. Но если человек в малом подлец, то эта гниль проявляется и в остальном.


***
а вообще- читаю Чезаре Ломброзо "Женщина, преступница и проститутка". И остановилась на вот какой мысли о том, что преступникам свойственны жестокость, бесстыдство, лень, агрессивность, отсутствие раскаяния, татуировки, а также склонность к хвастовству. И ...татуировки, которыми буквально хвастаются- на рекламе питания, одежды, парфюма...Культуру татуирования детей внедряют в детских садах- зачем разрисовывать лицо? И люди с детьми ходят такими по городу, особенно в какие-нибудь праздники. Если это не карнавал, если не сам праздник, то- делу время, потехе- час. И аналогия- захламленность. Боимся что-то выбросить, потому что "вдруг понадобится"? И это не экономность, это- отсутствие надежды на улучшение своего материального благосостояния. Копят пакетики, мешки, старую одежду, обувь, газеты, журналы, книги. Но как без книг? С каким удовольствием я перелистываю странички совсем недавно купленных книг? Газеты- в тих прочтешь то, о чем сейчас не пишут, как и в журналах! Героические подвиги трактористов, доярок, а сейчас- уничтожение основы жительства землевладельцев- то сорняки, борщевики и одуванчики( ату, штрафовать!), то кроликов или куриц завели( ату, штрафовать их!), а теперь новая напасть- под видом болезней уничтожить живность. Моя дядя,родом из Белоруссии, Царство ему Небесное, на заре своей карьеры делал удивительно вкусные колбасы, у него всегда было столько их, что хватило бы наверное на целый небольшой городок. И он рассказывал, ещё при Советах о том, как делали колбасы. Я удивлялась, откуда он берет мясо, потому что никакую скотинку, или птиц, или кроликов, они в доме не держали. " Да это же проще простого! Понравилась коровка, говоришь, что надо бы ее на убой, больна, вылечить невозможно, и чтобы не потерять остальных, сама понимаешь, ...а колхозники только и рады, или привозят мясо и надо проверить. Здоровая была корова, но..."


И совсем недавно в городочке моем появились новенькие магазинчики с птичьим названием. А до этого - контрольные проверки в магазинах "Светофор", в котором многие покупали, кто что. Конкуренция. Так и в сельском хозяйстве. Если голова не соображающая, то ее легко ввести в соблазн и неведение. И смотришь, издалека, со стороны- к чему идем? Президент как будто с нескольними единомышленниками в одну сторону поворачивает, а оглобли упираются, да кто-то у телеги колесо вышибает, а кто-то и тормозит явственно.


Совсем недавно собирались старым коллективом, дружным. Любопытно было, кто кем стал. И что интересно, все как один говорили о самом отличном директоре. "Она была не выше нас, а с нами!". И это правда- когда сверху названчают кого-то, кого считают удобным, то- это не развитие, это тормоз.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.03.2026. ***
  • 22.03.2026. ***
  • 16.03.2026. ***
  • 03.03.2026. ***