***

Анна Филимонова: литературный дневник

Я была ненамного старше своего сына.



Наша подростковая группа "Риск" должна была выступать на концерте в большом зале научно-культурного центра, величественного здания в окружении сосен, построенного с элементами неофутуризма.



Большой и очень ответственный концерт состоялся в воскресенье, а в субботу вечером в этом же зале наша группа собралась на генеральную репетицию.



С чего началась наша группа? В 13 лет я с огромными от волнения глазами, едва сдерживая участившееся дыхание и усилием воли пытаясь вернуть бьющееся в горле сердце на положенное ему место, заявилась к музыкальному руководителю нашего довольно престижного Дома культуры, к человеку, который заведовал там самыми прогрессивными ансамблями, и храбро заявила, что хочу создать рок-группу.
В то время я уже заканчивала музыкальную школу.
Руководитель очень удивился, внимательно на меня посмотрел и сказал, что он думал над этим, и надо подобрать состав, и чтобы я тогда-то и во столько-то явилась на первую репетицию.
И понеслось...
Состав подобрался почти сразу же. Я - клавишник номер один (едва ли не самая мелкая в группе), очень красивая девушка под именем Наташа (Сергей Жуков потом посвятит ей одну из своих первых песен) - клавишник номер два (плюс бэк-вокал), похожий на индейца-араукана Рафаэль (Раф) с густыми длинными иссиня-черными волосами, перехваченными этно-тесьмой на лбу - ритм- и соло-гитара, Сергей Жуков (он солировал и в хоре музыкальной школы, где я тоже пела) - главный солист. А бас-гитаристы и ударники у нас менялись, поэтому я их почти не запомнила. Иногда в качестве бас-гитариста выступал наш руководитель. Он вообще на всех инструментах умел играть, на духовых в том числе.



Репетиции занимали много времени, и мои родители мало что знали о них. На концертах мы играли "Ласковый май" и прочую попсу, а на репетициях, в перерывах, отрывались по полной, и на всю округу из открытых окон нашего ДК разносились звуки композиций Deep Purple, The Rolling Stones, Nirvana, Pink Floyd, Metallica и др. Мы включали максимальную громкость.
Играли и русский рок.
Это был такой драйв! Именно за эти перерывы, когда наш руководитель выходил из комнаты (возвращаясь иногда шаткой походкой), я и обожала наши репетиции!
Когда на меня впервые повесили тяжеленную электрогитару, я чуть не рухнула вместе с ней. Меня научили играть на бас, соло, ритм-гитаре, на ударных инструментах... У меня многое получалось. Я балдела от этого. Меня научили всему.



Но вернёмся к тому злополучному концерту.
Вернее, к состоявшейся перед ним репетиции.



Наша группа была одна в зале, и мы репетировали допоздна. Но наш руководитель нетвёрдо держался на ногах, и когда он выносил на сцену мой синтезатор, чтобы установить его на специальную подставку, с грохотом его уронил прямо на сцене, чуть-чуть не донеся до места назначения.
Крышка синтезатора отлетела, обнажив электронную начинку, во все стороны разлетелись винтики и какие-то мелкие детали...
- Дмитрий Николаевич, вы уникум! - воскликнула красавица Наташа.



Было ясно, что синтезатор погиб, хотя все дружно пытались его реанимировать.
Откуда-то взялся паяльник, мужчины ковырялись в его проводах и микросхемах.
В итоге каким-то образом они добились того, что несчастный синтезатор смог издавать звуки, однако регулировать громкость и звуковые эффекты я уже не могла, все переключатели и кнопки на верхней панели не действовали.
Так, с развороченным синтезатором, с проводами наружу, я и провела всю репетицию.
Но в том-то и дело, что по ходу концерта мне необходимо было не только играть на клавишах, но и периодически регулировать громкость и звуковые эффекты в нужный момент. После многих репетиций у меня эти движения были отработаны практически до автоматизма.
Несмотря ни на что, я попыталась сделать это и уже протянула руку к проводам, но Сергей Жуков остановил меня:
- Не трогай, а то взорвётся!
- Ты серьёзно? - спросила я.
- Шучу. Но ты не шути с проводами!



Я не знала, как я буду играть завтрашний концерт с таким синтезатором.




Ночью я почти не спала от волнения, предстоявшее мероприятие было очень и очень ответственным. Проснувшись на следующее утро, я стала собираться на концерт.



Мне нужно было ещё красиво одеться, накраситься. Родители мои то ли не совсем понимали, что мне предстоит, то ли не хотели вникать (дело привычное), но как раз в то воскресное утро они особенно разворчались, мешая моим сборам, то и дело давали мне какие-то поручения, которые были некстати с учётом моего дикого волнения, от которого я почти задыхалась.
В общем, с огромным трудом собравшись через все препятствия, я явилась в Научно-культурный центр перед концертом.



Но, видимо, я забыла от усталости (до ночи репетировали), что нужно было прийти на полчаса раньше, чтобы порепетировать ещё раз. Но в любом случае, это мало бы что изменило.



Я увидела перед собой совершенно незнакомую мне модель синтезатора, поставленного взамен разбитого. Это было их стратегической ошибкой. Ведь, как я уже говорила, мои движения во время каждой песни были отработаны до автоматизма, до мелочей. А с новой моделью, где незнакомое расположение регуляторов, это бы не сработало.



Конечно, я растерялась, на изучение нового инструмента не было времени, его в любом случае было мало, приди я даже раньше на час. Я запаниковала.



Начало выступления было хорошим, но в определённый момент, когда дело дошло до переключения громкости, я повернула регулятор не в ту сторону...
Нет, я сделала всё так, как было на привычной мне модели, но на новой всё оказалось точно наоборот. То есть, вместо того, чтобы уменьшить громкость, я увеличила её, да ещё как увеличила!



Рафаэль на сцене делал мне какие-то знаки, давая понять, что надо крутить регулятор в обратную сторону, и я услышала его отчаянный вопль:
- Анюта, не туда!..



Казалось, что зал оглох от неожиданно громкого звука, протяжно раздавшегося посреди выступления!!!



Этот звук перекрыл и заполнил собой всё.



В панике, я повернула регулятор обратно, но было уже поздно.
Перепуганные звукооператоры из зала сразу же отрубили питание моего синтезатора, и оставшуюся часть концерта я отыграла чисто на "немом" инструменте.



Это была катастрофа!



Машинально нажимая на беззвучные клавиши, я видела покрасневшее от гнева лицо моего руководителя, словно в тумане смотрела на ошарашенный зал и мне казалось, что мир вокруг меня рушится и рассыпается с гулом на части.
Но это лишь кровь стучала у меня в висках.



Я плохо помню, как оделась после концерта и, ни слова ни говоря ни своему руководителю ансамбля, ни своим товарищам по группе, ушла домой.
И больше не приходила ни на репетиции, ни на концерты. Никогда.
Я не хотела об этом ни слышать, ни говорить.
Мне было невероятно стыдно, что так их подвела.
Это был не первый мой концерт, но он оказался последним. Это был крах.



А дома меня ещё ждала взбучка от родителей, но не по этому поводу. Им я вообще ничего не стала говорить.



Так и закончилась, едва начавшись, моя концертная деятельность)
Собственно, и группа наша после этого перестала существовать, и Сергей Жуков начал петь в другом коллективе - "Вася".



Моя мечта о группе так и не осуществилась, хотя к 13-15 годам я уже насочиняла много хард-рок-песен, а также пробовала сочинять музыку в стиле нью-эйдж и прогрессивного рока. Как-то я даже исполнила их на каком-то концерте с Рафом.
Старший брат с детства "кормил" меня музыкой Жан-Мишель Жарра, Pink Floyd, Space и др.
Всё кануло в лету, а кто знает, может я могла бы стать вторым Вангелисом?))
Тётя Галя, заслуженный учитель музыки с консерваторским образованием, наша соседка по этажу, до сих пор вспоминает, какая это была музыка! Особенно композиция под названием "Коллапсар".
Вспоминает и сожалеет, мы с её дочкой, моей подругой, которая превосходно играла на фортепиано и скрипке, записывали её на магнитофон в 11-12 лет)



Рафаэль потом играл в разных группах ("Жёлтый Д"Дом", "Момент Каньона" и др.), играл в театре, он вообще потрясающий гитарист и мультиинструменталист. Мы потом с ним часто пересекались, и он был моим хорошим другом, хотя мы нередко спорили из-за различных идеологических разногласий, и виной были моя упёртая прямолинейность и горячий нрав. Но мы помогали друг другу.



Наташа... Ах, красавица Наташа, в которую влюблялись все парни вокруг. Она просвещала меня по всем вопросам интимного характера, откровенничала со мной, а я слушала её, разинув рот. Потом наши пути разошлись, слишком уж разными были наши плоскости интересов.



Сергей Жуков... А что Сергей Жуков? Я знала его ещё с того времени, когда его голос не сломался, и он пел как Робертино Лоретти. Мы ходили в одну школу, музыкальную школу, пели в одном хоре, играли в одной группе, его тётя вела у меня сольфеджио, а наши дома стояли неподалёку друг от друга.
Через несколько лет он заявит о себе на всю страну как лидер и солист группы "Руки вверх", и его песни будут слышны из всех окон студенческих общежитий.



Много ещё можно написать о том времени, о них всех и о многих других, с кем ненадолго свела меня жизнь, и в чьей жизни навсегда осталась музыка, тех, кем я восторгалась, у кого училась, в кого тихо влюблялась, на кого смотрела с восхищением, но всегда стояла немного в стороне от всей этой яркой и бурной тусовки, скорее как наблюдатель, а не как участник (хотя, бывало и так).
Они были свободны, свободны по-настоящему, а за моей спиной были вечно недовольные суровые родители, какое-то странное, неизбывное чувство вины перед ними, и меня раздирали на части противоречия, хотя я всей душой стремилась туда, туда - в эту прекрасную музыкальную, театральную, писательскую, художественную, толкиенистскую, и бог знает какую ещё (поскольку всё было перемешано даже в каждом из них) тусовку, обильно приправленную тяжёлым (и не очень) роком. Я хотела творить вместе с ними, я хотела жить в их среде. С ними я чувствовала себя живой.
Они были не такими, как мои одноклассники, которые понимали только силу и которые готовы были убить за любое проявление чего-то большего.
Которые жестоко "травили" "слабых", а по сути, самых добрых, умных и интеллигентных ребят. (о школе и уличных группировках разговор отдельный)


Но я лишь иногда соприкасалась с этой творческой средой неформалов, окуналась на время, посещала рок-концерты, репетиции, спектакли, тусовки, квартирники, собрания толкиенистов, общалась то с одной, то с другой тематической группой (которые часто были взаимопроникающими), а потом вновь возвращалась в свою аскетичную среду, которую ненавидела и которая навсегда стала моей доминирующей стороной.


Но я всегда буду любить этот разномастный и восхитительный фейерверк (по-другому не скажешь) из разносторонне развитых и одарённых, ярких и самобытных личностей, которых объединяло безудержное желание творить и дышать полной грудью.
И я рада, что некоторые из них многого добились в жизни, не забросив музыку и другие свои увлечения! Аминь.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2021. ***
  • 21.11.2021. ***
  • 13.11.2021. ***
  • 01.11.2021. ***