Ашока Великий 268 232 гг. до н. э.

Ив Олендр: литературный дневник



Правитель благого закона






"Все люди мои дети. Все чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей."
Ашока

"Цивилизация - это не электрический свет, не самолеты, не создание ядерных бомб. Цивилизация - это не убийство людей, не уничтожение созданного, не ведение войны; цивилизация - это быть в согласии со всеми и уважать каждого."
Нитидацу Фудзи






"Среди десятков тысяч имен монархов, заполняющих страницы истории, их величеств, их светлостей, королевских высочеств и тому подобных, имя Ашоки светит почти как одинокая звезда. Повсюду, от Волги до Японии, его имя окружено почетом. Китай, Тибет и даже Индия, хотя она и отошла от его учения, хранят предания о его величии. Людей, бережно хранящих память о нем, больше, чем таких, которые хотя бы понаслышке знают о Константине или Карле Великом". Герберт Уэллс.


В своей книге "Краткая история мира" Г. Уэллс придает особое значение VI в. до н. э. в истории всего человечества: "ибо в то самое время, когда греческие философы стремились прийти к ясному представлению о мире и выяснению роли человека в нем, когда Исайя поднял пророческий дух еврейства до небывалой высоты, - в Индии... начал учить Гаутама Будда, а в Китае - Конфуций и Лао-цзы". Это значит, что от Афин и до Тихого океана происходило пробуждение человеческого духа и разума, Индия же находилась посередине между крайними точками цивилизованного мира. В середине 1-го тысячелетия на Индийском субконтиненте насчитывалось около двух десятков крупных государств и целый ряд мелких княжеств. В конце VI в. до н. э. многочисленные племена и небольшие государства в бассейне Инда подчинились Дарию I и вошли в две новые сатрапии, названные Гандхара и Хинду. Таким образом, были установлены более тесные связи между цивилизацией Индии и культурами ближневосточного и греческого мира. Затем в конце IV в. до н. э. Ахеменидская держава была разгромлена Александром Великим и некоторые племена и государства Индии покорились греко-македонцам добровольно (например, Таксила) или были завоеваны силой оружия. Так ко двору Александра Великого явился знатный индиец Сандрокотт и убеждал его продолжить поход на восток, чтобы свергнуть с престола царя из династии Нандов. Однако завоеватели встретили настолько сильное сопротивление, что им пришлось повернуть назад. Тогда тот же Сандрокотт возглавил антимакедонское движение, и после изгнания оставленных Александром Великим гарнизонов, начал объединение Индии, основав династию Маурьев. (317-180 гг. до н. э.). Сандракотт, упоминаемый греческими писателями, - это Чандрагупта из рода Мориа, который подчинил своей власти Северную Индию от Пенджаба до Бенгалии. Его преемники распространили свою власть и на территорию Декана. Расцвета держава Маурьев достигла в середине III в. до н. э. при внуке Чандрагупты - Ашоке.


Е.П.Блаватская пишет: " На самом деле было два ашоки – согласно хроникам Северного Буддизма, хотя первый Ашока- дед второго, названный профессором Максом Мюллером «Константином Индии» - более известен под своим именем Чандрагупты. Это первого именовали Пиядаси(пали), «превосходный», и Дэванам-пийа, «любимец богов», а также Калашока, в то время как имя его внука было Дхармашока - Ашока благого закона - вследствие его преданности Буддизму. Кроме того, согласно тому же источнику, второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от рождения был буддистом. Это его дед был сперва обращен в новую веру, после чего он повелел начертать на колоннах и скалах множество эдиктов - обычай, которому следовал и его внук. Но именно второй Ашока был усерднейшим приверженцем Буддизма; кто содержал в своем дворце от 60 до 70 тысяч монахов и жрецов, и кто воздвиг по всей Индии 84 000 дагоб и ступ, правил 36 лет и посылал миссии на Цейлон и по всему миру. Надписи разных эдиктов, провозглашенных им, обнаруживают благороднейшие этически мысли; особенно - эдикты в Аллахабаде, в форте, на так называемой «колонне Ашоки». Эти изречения величественны и поэтичны, выражают нежность как к животным, так и к людям, и возвышенный взгляд на миссию правителя по отношению к своему народу, которому с большим успехом можно было бы следовать в нашу эпоху ужасных войн и диких вивисекций. Е.П. Блаватская. "Теософский словарь".
"Эта династия началась с неких кшатриев (воинов) линии Шакья, состоящих в близком родстве с Гаутамой Буддой, которые, пройдя через Химават (Гималаи), «обнаружили восхитительную местность, хорошо орошаемую и расположенную среди леса величественных бо и других деревьев. Там они основали город, названный его владыками Шакья Мориа-Нагара». Пураны о династиях Мориа и Кутхуми. В кн.: Е.П.Блаватская. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1999.


Империя Маурьев
"Чиновники — это кошки, стерегущие молоко…
Когда они напились дополна, их надо выжимать и переводить на другие должности,
чтобы они не пожрали все добро…"
"Артхашастра"




Личность Чандрагупты Маурьи в современной Индии считается легендарной и героической. Кажется, что само время способствовало его взлету в историю. Правил в 317—293 до н. э. О молодости Чандрагупты Маурьи ничего не известно. Согласно буддийским источникам, он происходил из знатного Кшатрийского рода Мориа. Молодым служил у Нандов, царей Магадхи, вступил с ними в борьбу за престол, потерпел неудачу и бежал на северо-запад страны. Там примкнул к вторгшимся в Индию греко-македонцам и убеждал Александра Македонского начать войну с Нандами. После ухода Александра из Индии возглавил борьбу за полное изгнание греко-македонцев. Преуспев в этом, Чандрагупта возобновил борьбу за Магадху, сверг Дхана Нанду и воцарился в ней сам. В последовавших войнах подчинил всю Северную Индию и основал общеиндийскую империю Маурьев. Эта династия продержалась у власти до 184 года до н.э. Ее столицей стала бывшая магадхская Паталипутра (современный город Патна в индийском штате Бихар). В 305 до н. э. отразил нашествие Селевка I Никатора; по мирному договору с ним Чандрагупта в обмен на 500 слонов приобрёл значительную территорию к западу от р. Инд и получил дочь Селевка в жёны.


В конце жизни Чандрагупта, следуя традиции, в возрасте 45 лет отрекся от трона, приняв Джайнизм у Бхадрабаху Свами. Основал эту религию Махавира, живший в одно время с Буддой. Во многом их учения схожи, но джайнизм гораздо более аскетичен (часто до крайности) и не так глобален. У джайнов высшим подвигом является самоумерщвление себя голодом в священных горных лесах. Чандрагупта закончил жизнь в ритауле голодания до смерти в провинции Карнатака, где до сих пор стоит храм около пещеры, где он умер.
Чандрагупте наследовал его сын Биндусара, который упрочил свой престол в Паталипутре. Напомним, что Будда в своём последнем странствии застал его строительство и предсказал, что он станет спустя 200 лет самым величественным городом – столицей великого царства.


Греческий посол Мегасфен посетив столицу Маурьев Паталипутру, впервые познакомил европейцев с загадочным миром Индии. Многое в ней восхитило его, кое-что показалось странным. Он описывал демократический характер индийского двора, высокие добродетели народа, рассказывал о праздниках и старинных обычаях, которые ему пришлось наблюдать. Его поражало, что крестьяне могут спокойно трудиться на полях, когда по соседству идет битва. Мегасфен пишет о любви индийцев к пышному и красивому убранству и специально отмечает, что они пользовались особой обувью, чтобы казаться выше. Сам Чандрагупта любил охотиться, и с тех пор императорская охота была целым пышным праздником и велась всегда с большим размахом.


Согласно Пуранам Биндусара правил в течение 25 лет. По всем отзывам Биндусара был многосторонней личностью, как и его отец, обладал талантами воина и администратора.Он не только удерживал созданную отцом империю, но и распростронил власть Маурьев далеко на юг, до самого Майсура на Деканском плато. Биндусара поддерживал контакты с греческим миром, к его двору прибывали послы от Птолемея из Египта и Антиоха, сына Селевка, из Западной Азии. При нем велась торговля с внешним миром. Известно, что египтяне красили свои ткани краской индиго, которую получали из Индии. Известно также, что они заворачивали свои мумии в индийский муслин. Остатки древностей, найденные в Бихаре, очевидно, свидетельствуют о том, что некоторые сорта стекла производились в Индии еще до периода Маурьев.


Древние тамильские поэты с трепетом писали о грохоте проносившихся по их земле колесниц Маурьев с сиявшими на солнце белоснежными вымпелами. Самый курьезный случай известный в истории этого правителя - его письмо Антиоху, греческому правителю Сирии, в котором он просил прислать ему греческого вина, сушенных фиг и философа. Антиох вино и фиги послал, но вежливо ответил, что философа отправить не так-то просто.


Биндусар женился на дочери не очень богатого брамина Чампаканагар. Отец Чампаканагар отдал свою дочь в гарем неспроста. У него было видение, что сын его дочери станет великим полководцем и правителем. Как покажет в дальнейшем история, предчувствия его не обманули. В 304 до н.э. в гареме Биндусара родился мальчик, которого назвали Ашока. Букв. означает «лишенный печали». Собственное имя императора, по всей видимости, было Пиядаси, а во многих эдиктах он именуется Пиядаси Деванампия («царь Пиядаси, милый богам»). После смерти Биндусара между его сыновьями началось длительное соперничество за власть. В конце концов престол в Паталипутре захватил Ашока, ставший одним из величайших правителей в истории всех времен, который правил самой большой империей из всех, которые когда-либо знала Индия, без перерыва почти тридцать семь лет ( с 269 по 232г. до н.э.).



Пророчество о царе Ашоке


Однажды Будда отправился в город просить пищу. Его путь проходил по берегу, где играли дети. Они строили из песка замки, где были и царский дворец, и сокровищница. Дети даже распределили между собой роли царя, царицы и сановников.


Когда Будда с учениками приблизился к ним, маленький мальчик, который изображал царя, увидел, что они пришли, и очень обрадовался. Он набрал горсть песка и гальки, которые изображали царские сокровища, и подбежал к Будде. Увидев, что мальчик хочет наполнить чашу Будды песком, Ананда собрался его прогнать, но
Будда сказал:– Позволь мне принять это подношение. Это особый знак.
Будда опустил свою чашу, но мальчик не мог дотянуться. Тогда он подозвал одного из своих сановников, попросил его встать на четвереньки, а затем встал ему на спину, чтобы положить подношение в чашу Будды.


Увидев это, Ананда и другие ученики очень удивились и спросили:– Кто этот мальчик?
– Это не простой мальчик, – ответил Будда. – Благодаря своему намерению и связи, что возникла между нами сегодня, он через двести пятьдесят лет после моей Махапаринирваны станет великим царём. Он поможет распространять моё Учение и поддержит сангху (монашескую общину). Он воздвигнет по всему миру столько статуй Будды, сколько песчинок у него на ладонях. Это совершенно особый ребёнок, и его друзья, которые помогали ему сегодня, и впредь будут поддерживать его деяния.


Затем Будда произнёс особую молитву-посвящение и продолжил свой путь по направлению к городу. Таким было его пророчество о царе Ашоке.


Неповторимый в истории

"Боюсь, что я слишком увлекаюсь принижением государей и правителей.
В подобного рода людях я вижу мало такого, что было бы достойно восхищения или почитания.
Но сейчас речь пойдет о человеке, который, хотя и был царем и императором,
был великим и достойным восхищения. Для индийца особое наслаждение думать об этом периоде истории Индии.
Дж.Неру.



Колесо, которое украшает флаг свободной Индии, хранит память о царе Ашоке. Повелитель огромной империи, после великой победы на поле битвы, излечился от насилия и дал клятву никогда не воевать снова. Он был идеальным правителем. Он стремился нести другим странам свет, который он обрел в своей жизни. Он посвятил себя победам справедливости.


Много веков Ашока оставался практически неизвестным историкам Индии. Он эпизодически упоминался в генеалогиях маурийских правителей, но ничего, кроме времени его царствования, не было известно. Всё, что было- серия надписей, выбитых на скалах и колоннах по всему субконтиненту. Но древний язык надписей прочесть было невозможно, и оставалось только поражаться личности царя, чьей властью подобные памятники были установлены вдоль и поперек всего субконтинента. В 1837 году Джеймсу Принсепу, ученому-востоковеду, работавшему на Монетном дворе в Кальккуте, удалось расшифровать эти надписи. Хотя тексты стали понятны, их трудно было соотнести с определенным царем, поскольку в них он именовался разными титулами, такими как Деванампия Пиядаси «Угодный богам» или «Милосердный ликом» -титулом, не упоминавшимся ни в каких списках индийских царей. Лищь в конце XIX века на основании тщательного изучения буддийских хроник Шри-Ланки носителя всех этих титулов начали ассоцировать с Ашокой. И только в 1915 году, когда была найдена надпись, в которой упоминалось имя Ашока наряду с именем Дэванамприя Пиядаси. Только теперь с уверенностью можно было сказать, что Дэванамприя Пиядаси был не кем иным, как царем Ашокой, чье имя сияло подобно яркой звезде в истории мира, и кого почитают и любят уже более чем две тысячи лет.


Мать Ашоки была Субхадранги, дочью бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал ее в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери. В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником. Ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Ашока прославился своим сильным характером, теми идеями, которые он исповедовал и теми принципами, на которых строил управление страной. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Отец заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.


Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя превосходным правителем. Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.


Старший сын Сусема показал неспособность управлять огромной страной. На совете советников стало ясно, что если Сусема станет царём, то в империи не будет мира, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и придёт в упадок, поэтому советники желали сделать царем Ашоку. В это время отец был при смерти, и Ашока поспешил к ложу отца. Император Биндусара умер в 272 до н. э.
Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца. Что произошло после этого, никто не знает, так как различные источники говорят по- разному. Возможно, Сусема, узнав о смерти отца, понял, что Ашока является его главным соперником в борьбе за трон,стал вести против него непримеримую борьбу. Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти. Как говорят некоторые легенды — Ашока убил всех своих братьев в борьбе за власть над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих легенд. Ашока, в своих наскальных надписях, с любовью говорил о своих братьях. В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.


В Уджайне, столице Аванти, Ашока женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.
О ранних годах правления Ашоки, когда он был занят консолидацией власти и укреплением империи, известно мало. По свидетельствам, он действовал столь же эффективно, как его дед и отец. В 261 году до н.э., на восьмой год правления, Ашока начал войну с царством Калинга, последним независимым государством на берегу Бенгальского залива.В ходе упорной борьбы ему удалось завоевать это царство, а также подчинить соседнюю с ним страну Андхра. Таким образом, было завершено объединение Индии, начатое еще его дедом Чандрагуптой в IV в.до н. э. Независимыми от Ашоки остались только три небольших государства - Чола, Пандия и Кералапутра, расположенные на самом юге Индии.

Держава Маурьев при Ашоке, в III в. до н. э.

Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи. Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвященном завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Маурьев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоеванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страданиий». И все же в кровавых битвах, 150 тысяч человек были взяты в плен, 100 тысяч убиты. Многие погибли от ран и голода. Ашока пришел в ужас от устроенной им бойни, от принесенных им горя и страданий. Война с Калингой привела к нравственной и духовной трансформации Ашоки, отказу от агрессивных войн. Мучимый угрызениями совести, испытывая глубочайшую печаль, он раскаялся, отрекся от того пути, которым шел, и прекратил всякие попытки вести обычную политику войн и завоеваний. Во всяком случае несомненно одно: монарх-миротворец понял, что духовная власть во много раз сильнее грубой физической силы, что именно культурное влияние способно прочно цементировать различные народы и соединить в одно целое многие цивилизации той эпохи. Вот собственные слова Ашоки, приведенные им в "Большом наскальном указе (№ 13)": "Когда прошло восемь пет после помазания, царь Пиядаси Годный Богам, покорил Калингу. Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито на месте и гораздо более того умерло: Вслед за этим, как только были покорены калингяне, у царя Угодного Богам появилась жгучая потребность в дхарме, страстное стремление к дхарме, желание наставлять в дхарме... И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито, или умерло, или уведено оттуда, - даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного Богам. И если кто причинит вред. Угодный Богам считает, что надо прощать, насколько простить можно. Даже лесных жителей, какие живут на земле, покоренной Угодным Богом, даже их он хочет умиротворить и снискать их расположение. Ведь о своем раскаянии и о причине его Угодный Богам рассказывает им для того, чтобы они устыдились и никого не убивали. Ибо Угодный Богам желает всем живым существам безопасности, самообладания, душевного спокойствия и мягкости. И ту победу Угодный Богам считает главной, которая одержана с помощью дхармы. И эта победа одержана им здесь и на всех границах, даже отстоящих отсюда на шестьсот йод-жан, там, где царь ионов Антийока, а за этим царем Антийокой еще четыре царя: Турамая. Антикини, Мака и Апиксудара, и к югу. там, где чолы и пандьи и еще южнее до Тамбапанни (о. Шри-Ланка-В.П.)"


В дальнейшем, не забывая о своем могуществе, маурийский император в основном прибегал к идеологическим и дипломатическим приемам. С помощью специальных чиновников и миссий он стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку. В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил: «Люди из незавоеванных стран должны твердо усвоить, что царь для нас как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги — так и мы".

Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы маурийские послы (дута), которые рассказывали о могущественном и добродетельном царе Ашоке.


Ашока - воин Будды


«Только Дух – Единный, Первичный, лучи его бессмертны, безграничны, неразрушимы. Остерегайтесь иллюзий материи.»
Будда.
«Я не буду стремиться к наивысшему блаженству… да будет мне дано взять на себя горести и страдания всех страждущих»
Будда.
Когда Ашока вступил на трон, в Индии было несколько религий, в том числе индуизм, ставший впоследствии господствующей религией. Буддизм основал Сиддхарта Гаутама (около 563–483 гг. до н.э.), прилежавший по рождению к касте кшатриев.


"Будда Сиддхартха — Имя, данное Готаме, Принцу из Капилавасту, при его рождении. Это — сокращение от Сарварттхасиддха и означает "исполнение всех желаний". Готама, что означает "самый победоносный (тама) на земле (го)", было жреческим племенем рода Шакья, царское родовое имя династии, к которой принадлежал отец Готамы, Царь Шуддходхана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, местом рождения Великого Реформатора, и был разрушен во время его жизни. В наименовании Шакьямуни последняя составная часть, муни, переводится как обозначающая" могущественного в милосердии, уединении и безмолвии", а первая - Шакья - есть родовое имя". (Блаватская Е.П. Теософский словарь)


Сиддхарта Гаутама был индийским принцем, который в возрасте 29 лет ушел из отчего дома, оставил семью, богатство, чтобы стать бродячим аскетом, одним из многочисленных странников, предававших себя самоистязанию и самобичеванию. Около 7 лет он провел в поисках верного пути и великой истины, обращаясь то к одному, то к другому религиозному учению. Порой он был близок к отчаянию. "Ни у Алары Каламы, ни у Уддаки Рамапутты (учителя Будды) Будда не нашел спасительных решений. Преоб­разователь, стремившийся к жизненности, не мог удовлетвориться перетолкованиями Ригведы. Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности. Около таинственной Урувелы Будда приближается к простейшему выражению всех накоплений. И на берегах Наирнагары озаряется решимостью сказать слова об общине, об отречении от личной собственности, о значении труда на общее благо и о смысле познания. Установить научный подход к религии было истинным подвигом. Обличить своекорыстие жрецов и браминов было высшим бесстрашием. Явить истинные рычаги скрытых сил человеческих было неслыханно трудно. Царю прийти в облике могучего нищего было необыкновенно прекрасно!" (Н.К. Рерих «Алтай – Гималаи). И однажды ему открылась истина. Сиддхаратха почувствовал, что на него снизошло просветление. Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, постиг четыре благородные истины, ставшие основой новой религии: страдания правят миром; их причиной является сама жизнь с ее страстями и желаниями; только положив конец этим желаниям, можно прекратить страдания; существует путь, пройдя который познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны.
Гаутама, ставший Буддой, познав эти истины, несколько дней просидел под священным деревом Бодхи, не в силах сдвинуться с места. Затем, исполненный желания спасти человечество от страданий, он решил идти к людям и указать им путь к «освобождению». Сорок лет Будда проповедовал свое учение. После смерти он оставил много учеников и последователей.


Н.К.Рерих. "Будда - победитель"
Будда в своем Учении призывает человека прежде всего стать активным, деятельным, служить Богу посредством служения друг другу, достигать освобождения от страданий собственными усилиями, четко следуя Благородному Восьмеричному Пути.



Очень емко, сказала о Будде Е.И. Рерих (изданной под псевдонимом Н. Рокотова) в книге «Основы буддизма»: «Будда отрицал существование личного Бога. Будда отрицал существование вечной и неизменной души. Будда дал учение жизни каждого дня. Будда действенно выступал против собственности. Будда лично боролся против изуверства каст и преимущества классов. Будда утверждал опытное, достоверное знание и ценность труда. Будда заповедал изучать жизнь мира в полной его реальности. Будда положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира»."Слово Будда не есть имя, но означает состояние ума, достигшего высшей точки развития, в буквальном переводе - "познавший" или тот, кто обладает совершенным знанием - мудростью".


"Из трех видов действий, говорил Будда, наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль". "Будда, как истинный вождь общего блага, бесстрашно раскрыл человечеству истинные опасности существования и в то же время указал путь, как избежать их - путь этот знание". "Учение Будды, проникнутое по своему построению утверждением самодавлеющей человеческой сущности, в космическом размахе устремления к дальним мирам, полно истинного величия и красоты". (Н.Рокотова."Основы буддизма).


Начальный буддизм, преподанный Основателем, основывался на строгой дисциплине, Учение было сурово и сложно, близко к аскетизму. Два правила были необходимы для поступления в общину: полный отказ от личной собственности и нравственная чистота, остальные правила касались строгой самодисциплины и общинных обязанностей. Эти черты наиболее сохранились в хинаяне, южной школе буддизма (Индокитай, Бирма, Сиам, Цейлон, Индия). К моменту ухода Мастера в паранирвану в северной Индии оставалось около 20 тысяч учеников, в т. ч. жена Яшодхара и сын Рахула, достигшие Архатства.(У Сиддхарти была еще дочь). После кончины Будды старейшие члены сангхи: Кашьяпа, Ананда, Анураддха, Упали и еще пятьсот архатов собрались на первом соборе, чтобы преобразить доктрины Будды в единую систему. В 380 году до н. э., 100 лет спустя, состоялся второй собор, в то же время произошел раскол в сангхе на 4 школы и восемнадцать направлений.


Большое Индийское государство, созданное Ашокой, очень нуждалось в единой общей религии. Буддизм, выступавший против узкокастовых и территориальных ограничений, за единое государство во главе с «правителем земли», более всего отвечал политике Ашоки.

Он полностью принял буддийский взгляд на дхарму-«праведность» или «закон нравственности». Вместо власти силы в основу общественной деятельности была положена «власть дхармы».С этого времени он стал считать, что «победа дхармы», то есть победа нравственная, должна стать главной целью:"Вот мое правило: Защищать с помощью дхармы,Управлять в соотвествии с дхармой, Нести счастье народу с помощью дхармы,Защищать империю под знамением дхармы".

Стремясь сохранить чистоту буддизма и авторитетно истолковать его каноны Ашока созвал третий буддийский собор в Паталипуре. Он делал акцент на этические нормы поведения и особенно настаивал на необходимости проявления терпимости по отношению к другим верованиям. По значению в распространении Учения Ашока стоит рядом с самим Буддой, при нем буддизм распространился на Цейлон (туда был послан сын Ашоки Махендра, который принял монашество и обратил в веру царя). Царь Цейлона в ответ на это в честь Ашоки принял его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил свое посольство в Паталипутру. Махендра также привёз туда молодой саженец дерева Бодхи, отросток от того дерева, под которым Будда обрёл совершенное Пробуждение. Теперь это самое древнее историческое дерево мира. Для Махинды и его сподвижников королём Цейлона Деванампиятиссой был построен первый буддийский монастырь Михинтале (что значит гора Махинды), расположенный в 11 км от древней столицы Шри-Ланки Анурадхапуры. Именно в этом месте появились на острове первые буддийские монахи и местное население впервые услышало слово Будды. Чтобы увидеть множество сооружений, входящих в состав этого монастырского комплекса, среди которых древнейшая ступа с останками монаха Махинды, статуя Будды и ступа с действующим храмом, необходимо преодолеть 1840 ступенек. Другие сыновья Ашоки, Кунала и Тивала, также занимались распространением Учения Будды. Началось движение Учения несколькими могучими потоками, охватившими большую часть Азии. Один из них преодолел мощные горные преграды Гиндукуша и Гималаев, другой последовал морским путем в Юго-Восточную Азию, где до сих пор буддизм занимает прочное и авторитетное положение.


Спустя какое-то время на Ланке был записан канон священных книг буддизма. Называется это собрание Типитака (букв. – «три корзины»), поскольку тексты, начертанные на пальмовых листьях, когда-то хранили связками в больших коробах. Третий поток нес послание Будды странам Ближнего Востока и средиземноморского бассейна. Создание могущественной Греко-бактрийской Кушанской империи в I веке н. э., охватившей помимо большей части северной Индии дальние караванные пути Центральной Азии, облегчило обмен культурными ценностями. Именно в кушанскую эпоху буддизм прочно укрепился в Центральной Азии, к западу и к востоку от разделительной линии Памир — Тянь-Шань. Он оказал облагораживающее влияние на "дикие" племена, населявшие в то время Центральную Азию, Афганистан и Монголию. Буддизм стал мировой религией,он сыграл важную цивилизующую роль во многих странах Азии, придя на смену примитивным общинным культам. "Казалось бы, что общего имеет старый буддизм с ранним христианством? Но уже Ориген, один из самых ранних писателей христианских, упоминает буддистов в Британии. Конечно, проповедники царя Ашоки могли проникать даже к далеким британским островам", - пишет Н.К.Рерих в "Сердце Азии". Санскрит стал языком культуры в Центральной Азии и ускорил формирование и развитие местных литературных языков, на которые была переведена значительная часть буддийского канона. Учение также достигло Сириии и Египта. “…именно буддизм с самого своего возникновения перешагнул национальные и политические преграды и первым стал проповедовать единство человечества независимо от национальности”. Ю.Н.Рерих.


ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ АШОКИ


“Идите и пекитесь о благе и благополучии многих,
в сострадании к миру”.
Ашока


Подчинив себе всю Индию, кроме крайнего юга, Ашока начал осуществлять программу реформ. По всей Индии развернулось широкое строительство. Так, в Паталипутре царь заменил деревянные здания каменными дворцами. В Кашмире им был основан большой город Шринагар. Ашока разделил свое царство на ряд крупных областей, во главе которых стояли представители царской семьи. Все нити государственного управления тянулись в царский дворец. Ашока поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. В соответствии с быстро распространявшимися идеями ненасилия Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Правитель составил список животных, охраняемых государством, запретил охоту ради удовольствия, пиры чревоугодия и выжигание лесов, без какой-нибудь на то надобности. Для наблюдения за выполнением подданными норм дхармы назначались специальные чиновники, дхармамахаматры (санскр. dharmamah;m;tra), в обязанности которых входило поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц.

Ашока упорно трудился особенно для распространения образования на своей земле. В одном из своих эдиктов правитель писал: "Все школы достойны почитания по той или иной причине. Поступая сообразно с этим, человек возвеличивает свою собственную школу и в то же время оказывает услугу школам других людей". Наланда – самый известный университет того времени, был центром образования в Магадхе – он был основан царем Ашокой. Студенты этого университета были уважаемыми людьми.


Коренное изменение коснулось отношения индийского монарха к своим подданным, оно впервые выразилось в словах: "Что бы я ни делал, что бы я ни предпринимал, я лишь стараюсь выполнить свой долг по отношению ко всем живым существам". Это был абсолютно новый, вдохновляющий идеал царской власти, совершенно чуждый прежней системе государственного управления Магадхи, при которой царь был символом абсолютной власти государства.
Все деньги из государственной казны расходовались на благосостояние страны. Быстрым темпом развивалось сельское хозяйство, торговля и различные ремесла. Строились дороги, каналы и шлюзы для торговых кораблей, так как в то время в основном торговля шла по водным путям.


Ашока не только поощрял насаждения лесов, но и сделал это частью своей государственной политики. Правитель призывал возделывать сады и превращать дороги в теннистые аллеи.


Вырывались колодцы, строились навесы, и дома отдыха. Была бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определенных мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей он выразил желание, чтобы даже обитатели леса в его империи жили счастливо: "Как сандаловое дерево изнашивает себя, чтобы дать прохладную и ароматную пасту людям; как сахарный тростник дает свой приятный сок людям, и становится тоненькой высохшей кожурой; как свеча сгорает полностью, но дает свет другим, так и вся жизнь царя Ашоки была посвящена благу других". Он был всегда готов выполнить общественный долг. «В любое время и в любом месте,— говорит он,— все равно, сижу ли я за обедом или нахожусь на женской половине, в моей опочивальне, или в кабинете, в моей колеснице или в дворцовом саду, должностные лица должны постоянно сообщать мне о делах народных». Если возникала какая-либо трудность, ему немедленно должны были о ней докладывать «в любой час и в любом месте», так как «он должен был трудиться ради общего блага».


Царь-новатор желал завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Это был огненный подвиг служения народу.


Дхарма воспринимается Ашокой как некий космический Закон, напоминающий по функциям ведийскую Истину (Риту). Хранителем и проповедником дхармы является сам царь. Всюду, где люди уважают своих родителей и ведут себя праведно, они тем самым исполняют «царский указ». В I большом колонном эдикте говорится: «Вот правило — управление с помощью дхармы, принесение счастья с помощью дхармы и защита с помощью дхармы». «Из всех побед, победа Дхармы наивысшая. Можно завоевать часть земли. Но добротой, любовью и жалостью можно завоевать сердца людей. Из острого меча бьет фонтан крови, а из Дхармы бьет фонтан любви. Победа при помощи оружия приносит мимолетную радость, а победа Дхармы приносит вечную радость».


Важная вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей – совершение паломничеств. Это произошло по прошествии двух лет после калингской войны. Его паломничество началось с посещения Самбодхи, святого места, где Будда получил просветление. Правитель посещал и многие другие святые места в своей державе. Ашока так объяснял цель своих паломничеств: «чтобы встречать брахманов и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме".

Это были важные решения. Покровительствуя буддизму, Ашока не опускался до фанатизма и на протяжении почти всего царствования проводил политику религиозной терпимости. Он дарил пещеры адживикам,которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе, посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Таким образом, он стремился к гармонии между религиями.


" ...Тот, кто восхваляет свою религию, по причине излишней преданности, и порочит другие, имея мысль: "прославлю так свою религию", только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими. Деванамприя Приядаси повелевает, чтобы все разбирались в коренных доктринах других религий. " Наскальный эдикт 12,265г. до н.э.


Из истории мы знаем многих царей, которые запечатлевали свои победы, достижения, благотворительную деятельность и многое другое в камне. Но только Ашока делал надписи, вырезая их на скалах и столбах, которые ведут людей от неведения к истине, от смерти к бессмертию, от темноты к свету. Сегодня они подобны свету мудрости.


Именно при Ашоке в Индии началось повсеместное строительство величественных колонн, пещерных храмов и ступ – курганообразных культовых сооружений, символизирующих распространение буддийской веры во вселенной и власть над нею. Согласно легенде, после смерти тело Будды в соответствии с обычаями было сожжено, а прах поделен между восемью его последователями. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью памятное надгробие — ступу.

По всему своему царству ставились колонны и на них, а также на скалах высекали описания жизни царя и Указы. Многие из этих монументов сохранились до наших дней. Их географическое расположение обеспечивает нас достоверной информацией, касающейся размеров владений монарха, а тексты на них являются нашим основным источником сведений о его деятельности. Кстати говоря, эти колонны также признаны величайшими произведениями искусства. Посещение ступ священных мест буддистов благочестивый поступок для жителя страны. При Ашоке было построено более 80 тыс. ступ. (Заметим, что на их строительство расходовались огромные средства). Традиция возведения ступ продолжалась и при Шунгах. При них усовершенствовались мастерство и техника их строительства, ступа была увеличена и облицована.Каменные ступы — непременная принадлежность пещерных монастырей. Культ ступ в разных архитектурных вариантах и поныне существует во всех странах буддийского мира.




Торжество духа


«Победа Дхармы приносит любовь и признательность.
Любимый Богами верит, что, даже маленькая победа любви
приносит большую награду в другом мире».
Ашока.


Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. Его сыновья – Махендра, Кунала и Тивала, занимались распространением Учения Будды по миру, а его внуки Дашарата и Сампади стали ссориться за право наследства трона. Пробуддийская политика Ашоки вызвала сильное недовольство последователей ортодоксальною брахманизма и джайнов. Царские сановники сообщили главному претенденту на трон Сампади о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях средств буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.


По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, и его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, было нестабильно, вспыхивали народные восстания, в том числе одно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.
В заговоре против царя принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко не случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.


Некоторые источники говорят: «император чувствовал отвращение к жизни и поэтому он совершил паломничество как буддийский монах со своим наставником, чтобы успокоить свой ум. В конце он пришел в Таксилу и остался там.
Ашока, Любимый Богами и людьми, оставил землю в семьдесят два года".

От великого города Патилипутры, который был столицей Ашоки, не осталось и следа. Более тысячи пятисот лет назад, через шестьсот лет после Ашоки, китайский путешественник Фа Сянь посетил эти места. Город в то время был богат и процветал. Но уже тогда от величественного каменного дворца Ашоки оставались одни развалины. Однако, даже эти руины произвели глубокое впечатление на Фа Сяня, писавшего в книге о своем путешествии, что дворец похож на божественное творение, а не на творение рук человеческих. Прекрасный дворец из массивного камня исчез, не оставив после себя следов, но память об Ашоке навсегда останется в сердцах благодарных потомков.


В течение тридцати семи лет Ашока управлял огромной империей как способный император, умелый законодатель, герой, который не знал никаких поражений, монах среди царей, благородный проповедник Дхармы, друг своих поданных. В истории человечества это единственный пример победоносного завоевателя, который, на вершине своего могущества, еще имея силы продолжать завоевание новых земель, отрекся от войн и насилия и обратился к миру.


Это пример и послание для современных вершителей судеб. Правитель империи прилюдно повернулся спиной к войне и насилию и стал посланником мира. Ашока единственный, кто назвал себя «Дэванамприя» - Любимый Богами и «Пиядаси» - Радость Видящих- видящих будущее... Он стал своим собственным учителем, желая только одного – Служения благу людей.


Его империя справедливости, Дхармы, отказа от насилия, сострадания и доброты к подданным осталась идеалом для мира и в наши дни. Эта империя Духа бессмертна.


Следы печатью на тропе героев
Остались навсегда под блеском звезд,
Чей взгляд на человечество не прост -
- Он ждет борьбы, для нас свой Свет утроив!
Марина Гуссар



Другие статьи в литературном дневнике: