Из дневников и зап. кн. Л. Н. Толстого 1847-1910гг

Владимир Орлов3: литературный дневник

Часть-4. 1900-1903гг(продолжение).


***
Всякое существо въ своей форм; проходитъ кругъ, во время котораго, общаясь съ другими, расширяетъ свои пред;лы для другой жизни.


***
Говорятъ: Богъ есть любовь, или любовь — Богъ, или разумъ — Богъ, или Богъ — разумъ. Все это несправедливо. Любовь и разумъ суть только свойства, дающія возможность познать существованіе Бога, то, что Онъ есть. Черезъ любовь и разумъ только познаемъ, что есть Богъ, а чт; Онъ мы не можемъ знать.


***
Вся жизнь въ этомъ мір; есть только образованіе новой формы жизни, к мы познаемъ въ сознаніи — въ томъ, что мы любимъ. Чувство самосохраненія въ молодости и вообще до старости есть ничто иное, какъ противод;йствіе всему тому, чт; нарушаетъ процессъ образованія новой формы. Когда же новая форма готова, челов;къ спокойно, радостно переходитъ въ нее, т. е. умираетъ.


***
Читаю Евангеліе по голландски и многія м;ста вновь поражаютъ меня. Такъ, страшно поразила меня нагорн пропов;дь. Какъ могутъ люди не понимать, не чувствовать, что въ ней сказано и то, чт; должно быть въ будущемъ для вс;хъ, и то, чт; для каждаго челов;ка сейчасъ — единственное, лучшее, единственное спасеніе.


***
Другой, поразившій меня стихъ, это стихъ 18. «Что свяжете на зем, то связано будетъ и на неб;». Какъ грубо нел;по толкуется это испов;дью! Нигд; такъ ясно, какъ зд;сь, не говорится о в;чности жизни въ разныхъ формахъ, представляющихся намъ посл;довательными во времени. То, ч;мъ я чувствую себя связаннымъ зд;сь: своими страстями, есть то, чт; я не развязалъ въ прежн жизни. Если я не развяжу ихъ зд;сь теперь, я буду связанъ им въ будущей.
Тоже съ новой стороны представ мн; стих 19 и 20 о томъ, что все, чего вы желаете, получите вы, если вы соединитесь. П ч больше ничего не нужно для блага людей, ка ихъ соединеніе. Все чего они желаютъ, будетъ имъ, если они соединят.


***
Читалъ Ничше Заратустра и зам;тку его сестры о томъ, какъ онъ писалъ, и вполн; уб;дился, что онъ былъ совершенно сумашедшій, когда писалъ, и сумашедшій не въ метафор смысл;, а въ прямомъ, самомъ точномъ: безсвязность, перескакиваніе съ одной мысли на другую, сравненіе безъ указаний того, чт; сравнивается, начала мыслей безъ конца, перепрыгиваніе съ одной мысли на другую по контрасту или созвучію и все на фон; пункта сумашествія — id;e fixe о томъ, что, отрицая вс; высшія основы челов жизни и мысли, онъ доказываетъ свою сверхчелов;ческую геніальн. Каково же общество, если такой сумашедшій и злой сумашедшій, признает учителемъ?


***
Записано только одно — то, что стало совершенно ясно, что все наше православіе есть колдовс отъ страха. И корень всего — в;ра въ чудесное. Хорошее письмо отъ Власова. Вчера вечеромъ, сидя одинъ, живо вообразилъ себ; смерть: заглянулъ туда или, скор;е, представилъ себ; всю ожидающую перем;ну съ такой ясност, какъ никогда, и было немного жутко, но хорошо.


***


Время только въ этой форм; жизни, поэтому при переход; въ иную форму жизни, не можетъ быть вопроса о времени, и слова: будущее и прошедшее не им;ютъ смысла. Въ этой жизни вспоминаешь не данныя прошедшей жизни, а данныя103 104другой формы жизни. Жизнь всегда вся одна, только въ каждой форм; она кажется отд;ленной.


***
Жизнь будущая, загробная мн; также ясна и несомн;нна, какъ и настоящая жизнь. Не только ясна и несомн;нна — она есть та же самая, одна жизнь. Она представляется мн; преходящей только всл;дствіе иллюзіи времени, т. е. совершающихся изм;неній.


***
Н;тъ, не эта жизнь сонъ, какъ я писалъ прежде, а сонъ то, чт; разд;ляетъ одну форму жизни отъ другой — то, на одномъ конц; чего смерть, а на другомъ — рожденіе.


***
Одна изъ самыхъ обычныхъ и важныхъ ошибокъ, кот д;лаютъ люди въ своихъ сужденіяхъ, та, что люди считаютъ хорошимъ то, что любятъ.


***
Избави Богъ жить только для этаго міра. Чтобы жизнь им;ла смыслъ надо, чтобы ц;ль ея выходила за пред;лы этого міра, за пред;лы постижимаго умомъ челов;ческимъ.


***
Люди, усвоивающіе христ воззр;ніе, обыкновенно стремятся совершать христіанскіе подвиги. А для христіанства нужны не подвиги, а простая христіанск жизнь.


***
Есть ли будущая жизнь? Будущая — не знаю. Знаю то, что есть Богъ, по вол; кот я вступилъ въ эту временную118 119жизнь и живу въ ней. Кончится эта временная жизнь по вол; Его же. Стало быть я буду опять въ Его вол;. Такъ что: отъ Тебя изшелъ и къ Теб; иду, или скор;е: я всегда былъ въ Теб; и остаюсь въ Теб;. Въ этомъ отв;тъ.


***
Иногда близость смерти тревожитъ. А иногда — именно, когда не думаешь, а отдаешься — такъ легко и просто.


***
Бывало досадывалъ, что жизнь чужая идетъ, а ты лежишь, умираешь, а теперь только хочется, чтобы она шла себ;, не м;шая спокойному умиранію.


***
Ц;нность старческой мудрости возвышается, какъ120 121брильянты, каратами: самое важное на самомъ конц;, передъ смертью. Надо дорожить ими, выражать и давать на пользу людямъ.


***
Говорятъ: будущая жизнь. Если челов;къ в;ритъ въ Бога и законъ Его, то онъ в;ритъ и въ то, что онъ живетъ въ мір; по Его закону. А если такъ, то и смерть происходитъ по тому же закону и есть только возвращеніе къ Нему. (?)


***
Говорятъ: вернитесь къ церкви. Но в;дь въ церкви я увидалъ грубый, явный и вредный обманъ. «Продолжайте у насъ покупать муку», — но в;дь я знаю, что ваша мука — съ известкой, вредна.


***
Мы пробуждаемся къ новому сознанію (новой отд;ленности) сами не знаемъ изъ чего. Мы существуемъ вн; времени и въ той, и въ другой, и въ тысячной форм;. «Прежде ч;мъ былъ Авраамъ Я есмь».


***
Мы не знаемъ жизни, кром; той, которой живемъ, потому что мы зд;сь все понимаемъ во времени и пространств;, а жизнь другая была (или скор;е есть) вн; времени и пространства. Потому же и переходя въ другую жизнь (или скор;е уходя изъ этой жизни), мы не можемъ себ; представить другой жизни. Намъ необходимо представить ее во времени и пространств;, а она вн; ея.


***
Челов;къ — отд;ленное духовное существо. Духовное существо, чтобы быть отд;леннымъ, должно представляться матеріальнымъ, потому что только матеріальное можетъ быть д;лимо. Отд;ленность же есть необходимое условіе движенія (жизни), работы. Жизнь людей, и вообще вс;хъ отд;льныхъ существъ, есть какъ бы дыханіе божества. Мы органы Бога.


***
Удивительное д;ло: Я знаю про себя, какъ я плохъ и глупъ, а между т;мъ меня считаютъ геніальн челов;комъ. Каковы же остальные люди?


***
Листъ падаетъ ос;нью не отъ мороза, или сухости, а отъ того, что онъ исполнилъ свое химическое назначеніе. Также и всякій организмъ, также и челов;къ


***
Говорятъ о томъ, что христіанство есть ученіе слабости. Хорошо то ученіе слабости, основатель кот погибъ мученикомъ на крест;, не изм;няя себ;, и кот насчитываетъ миліоны мучениковъ, единственныхъ людей, см;ло смотр;вшихъ въ глаза злу и возстававшихъ противъ него. И Евреи, казнившіе Христа, и теперешніе государственники знаютъ, какое это ученіе слабости и боятся его одного бол;е вс;хъ революціонеровъ. Они чутьемъ видятъ, что это — ученіе, подъ корень и в;рно разрушающее все то устройство, на к они держатся. Упрекать въ слабости христіанство все равно, что на войн; упрекать въ слабости то войско, кот не идетъ съ кулаками на врага, а подъ огнемъ непріятеля, не отв;чая ему, строитъ батаре и ставитъ на нихъ пушки, к нав;р разобьютъ врага.


***
Еще думалъ объ особенностяхъ в;ры каждаго и въ первый разъ понялъ, что каждый в;ритъ по своему, и если точно в;ритъ, т. е. установилъ свое отношеніе къ Богу, т в;ра его священна. Въ первый разъ почувствовалъ уваженіе къ чужой в;р;, в;ротерпимость. Не ум;ю сказать, какъ, но почувствовалъ особенно ясно и сильно.


***
Но скажутъ: гд; же было сознаніе, когда челов;къ рожался? А я скажу, тамъ же, гд; оно во время сна, гд; оно было до смерти. Сознаніе никогда не прерывалось, оно одно есть и благодаря ему есть все чт; есть. То же, что мн; кажется, что сознаніе возникаетъ изъ ребенка, никакъ не доказываетъ, чтобы зародышъ его былъ въ ребенк;, — также, какъ не доказываетъ то, что растеніе выходитъ изъ земли, чтобы зародышъ его б въ земл;. Вспышки сознанія, отд;ленныя одн; отъ другихъ періодами времени, кажутся отд;ленными для наблюденія извн;. Для внутренняго же опыта сознаніе всегда одно и неразд;льно, какіе бы длинные не казались извн; промежутки между однимъ и другимъ проявленіемъ его. Какъ сонъ не разрываетъ сознанія, хотя бы онъ, какъ въ сказкахъ, для вн;шняго наблюденія продолжался тысячи л;тъ, также не прерываетъ141 142сознанія и смерть и рожденіе, т. е. переходы изъ одной жизни въ другую.


***
Заблужденіе въ томъ, что мы считаемъ нашу жизнь преходящею, a неизм;нно существующимъ184 185міръ; тогда какъ неизм;нно существуетъ наша духовная жизнь, къ кот не приложимо понятіе конечности или безконечности; міръ же съ своимъ движеніемъ есть только явленіе преходящее, находящееся въ зависимости отъ нашего представленія.


***
О литератур;. Толки о Чехов;: Разговаривая о Чех съ Лазаревскимъ, уясни себ; то, что онъ какъ Пушкинъ двинулъ впередъ форму. И это большая заслуга. Содержанія же, какъ у Пушк, н;тъ. Горькій — недоразум;ніе. Н;мцы знаютъ Горьк, не зная Поленца.


Часть-5. 1904-1906гг(продолжение).


***
Какое праздное занятіе вся наша подцензурная литература! Все, что нужно сказать, что можетъ быть полезно людямъ въ области внутренней, вн;шней политики, экономич жизни и, главное, религіозной, все, что разумно, то не допускается. Тоже и въ д;ятельности общественной. Остается забава д;тская. «Играйте, играйте, д;ти. Ч;мъ больше играете,6 7т;мъ меньше возможности вамъ понять, что мы съ вами д;лаемъ». Какъ это стало несомн;нно ясно мн;.


***
Къ правительству надо выяснить свое отношеніе. И отношеніе это можетъ быть двоякое: или правительство есть необходимое условіе порядка, и надо подчиняться и служить ему; или признать то, что я признаю и что нельзя не признать, что правит есть шайка разбойниковъ, и тогда надо, кром; того, что стараться просв;тить этихъ разбойниковъ, уб;дить ихъ перестать быть разбойниками, самому выгородить себя, насколько это возможно, отъ участія съ этими разбойниками въ пользованіи ихъ добычей. Главное, не д;лать то, что д;лаютъ теперь либералы: признавать правительство нужнымъ и бороться съ нимъ его же орудіями.


***
Точно также для серьезнаго отношенія къ жизни нужно понимать и помнить, что я умру, какъ и то, что меня не было прежде.


***
Все время пишу о войн;. Не выходитъ еще. Здоровье недурно. Но съ н;кот поръ сердце слабо. Никакъ не могу прив;тствовать смерть. Страха н;тъ, но полонъ жизни, и не могу. Читалъ Канта, восхищался, теперь восхищаюсь Лихтенбергомъ. Очень родственъ мн;.


***
Какъ ни желательно безсмертіе души, его н;тъ и не можетъ быть, п ч н;тъ души, есть только сознаніе В;чнаго15 16(Бога) Александра Штырева Смерть есть прекращеніе, изм;неніе того вида (формы) сознанія, кая выражалась въ моемъ челов;ческомъ существ;. Прекращается сознаніе, но то, что сознавало, неизм;нно, п ч вн; времени и пространства. Тутъ-то и нужна в;ра въ Бога. Я в;рю, что я нетолько въ Бог;, но я — проявленіе Бога и потому не погибну.


***
Не совс;мъ ясно думалъ о томъ, явленія жизни распред;ляются по времени: прошедшаго, настоящаго, будущаго только п, ч я, ограниченное существо, не въ силахъ обнять въ одно и тоже время прошедш, настоящ, будущ. Точно также челов;къ не въ силахъ совм;стить сознаніе т;ла, души и Бога; а они совм;щаются въ его жизни и живутъ одновременно въ немъ.


***
Если есть безсмертіе, то оно только въ безличности. Истинное Я есть божественная безсмертнаяКиттэн сущность, к смотритъ въ міръ черезъ ограниченные моей личностью пред;лы. И потому никакъ не могутъ остаться пред;лы, а только то, что находится въ нихъ: Божеств сущность души. Умирая, эта сущность уходитъ изъ личности и остается ч;мъ была и есть. Божеское начало опять проявится въ личности, но этоЗебра не будетъ ужъ та личность. Какая? Гд;? Какъ? Это д;ло Божіе.


***
Еще говорилъ съ Б объ индивидуальн, о возможности личности посл; смерти. Нельзя отрицать того, чтобы не была возможна личная жизнь и посл; смерти. Но если она будетъ, то она будетъ относиться къ нашей теперешней жизни также, какъ наша теперешняя жизнь относится къ предшествующей, о к мы ничего не знаемъ.


***
Въ чемъ ц;нность жизни челов;ка? Почему нельзя убивать людей? Все равно они умрутъ. Ц;нность жизни въ томъ, что каждый челов;къ есть особенное, единственное, никогда55 56не бывшее прежде существо, им;ющее соотв;тственное своей особеннос назначеніе. Каждое существо есть особенный и нужный Богу Его органъ.


***
Надо помириться съ тайной, окружающей насъ, признать непроницаемость ея и знать, гд; остановиться въ постановк; вопросовъ и въ отв;тахъ на нихъ.


***
Спрашиваютъ, зач;мъ умираютъ д;ти, молодые, к мало жили. Почемъ вы знаете, что они мало жили? В;дь это ваша грубая м;рка временемъ, а жизнь м;ряется не временемъ. Все равно, что сказать: зач;мъ это изр;ченіе, эта поэма, эта картина, это музык произведеніе такія коротенькія, за что ихъ оборвали и не растянули до величины самыхъ большихъ р;чей, картинъ, пьесъ? Какъ къ значенію (величин;) произведеній мудрости, поэзіи не приложима м;рка длины, такъ и къ жизни. Почему вы знаете, какой внутренній ростъ совершила эта душа въ свой короткій срокъ и какое возд;йствіе она им; на другихъ.
Духовную жизнь нельзя м;рять т;лесной м;ркой.


***
21 Сент. 1905. Я. П.
Унылое состояніе. Началъ думать, что это отъ того, что никто меня не любитъ. Сталъ перечислять вс;хъ не любящихъ. Но вспомнилъ, за что меня любить? Именно не за что. Только бы мн; любить, а это ихъ д;ло. И любятъ меня много больше, ч;мъ я того стою.
Потомъ ночью много думалъ о себ;. Я исключительно дурной, порочный челов;къ.
1) Во мн; вс; пороки, и въ высшей степени: и зависть, и корысть, и скупо, и сладострастіе, и тщеславіе, и честолюбіе, и гордость, <и злоба>. Н;тъ, злобы н;тъ, но есть озлобленіе, лживость,162 163лицем;ріе. Все, все есть, и въ гораздо большей степени, ч;мъ у большинства людей. Одно мое спасенье, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. Отъ этого они называютъ меня психологомъ.


***
Еврейская в;ра — самая нерелигіозная. В;ра, у кот знаменатель ;, безконечность. Гордая в;ра въ то, что они одни избранный Богомъ народъ.


***
18 Янв. 1906. Я. П.
Все нездоровится. Занимаюсь понемногу Кругомъ Чтенія.
Думалъ нынче о томъ, что мн;, старику, д;лать? Силъ мало, они слаб;ютъ зам;тно. Я н;сколько разъ въ жизни считалъ себя близкимъ къ смерти. И — какъ глупо — забывалъ, старался забывать это — забывать что? То, что я умру, и что во всякомъ случа; — 5, 10, 20, 30 л;тъ, смерть всетаки очень близка. Теперь я уже по годамъ своимъ естественно считаю за себя близкимъ къ смерти, и забывать это уже не къ чему, да и нельзя. Что же мн;, старому, безсильному, д;лать? спрашивалъ я себя. И казалось, что нечего, ни на что силъ н;тъ. И нынче такъ ясно понялъ ясный и радостный отв;тъ. Что д;лать? Уже показано, что умирать. Въ этомъ теперь, въ этомъ и всегда181 182оно было, мое д;ло. И надо сд;лать это д;ло какъ можно лучше: умирать и умереть хорошо. Д;ло передъ тобой, прекрасное и неизб;жное, а ты ищешь д;ла. Это мн; было очень радостно. Начинаю привыкать смотр;ть на смерть, на умиранье не какъ на конецъ д;ла, а какъ на самое д;ло.


***
Мы не помнимъ прежней жизни п, воспоминаніе есть свойство только этой жизни.


***
Смерть есть разрушеніе т;хъ органовъ единенія съ міромъ, которые даютъ намъ представленіе о времени.


***
Я никогда хорошенько не понималъ того, что Платонъ разум;лъ подъ идеями. Не есть ли это т; отд;ленныя отъ Всего существа, изъ к я знаю несомн;нно себя и по себ; и другія такія же отд;ленныя существа. — Самъ для себя я кажусь совершенно особенное, отд;льное существо, но другихъ людей я см;шиваю въ своемъ сознаніи (то, что я называю типомъ, характеромъ), см;шиваю въ сновид;ніяхъ, гд; въ одномъ лиц; соединяются н;сколько. Такъ и себя я только ошибочно считаю особеннымъ, однимъ: я въ себ; ношуМистер Ди много духовныхъ существъ. (Неясно.)
9) Мы живемъ заднимъ числомъ. Это значитъ то, что все, что намъ кажется, что должно совершиться (и все, что намъ кажется,219 220что уже совершилось), все это не было, не будетъ, а есть. Мы только переживаемъ то, что есть, какъ видимъ св;тъ зв;зды, только теперь доходящій до насъ. Наше проявленіе во времени и сознаніе жизни дано намъ зат;мъ (если разсуждать, какъ обыкновенно, о Бог;), чтобы мы могли пользоваться благомъ. Весь міръ (Богъ) есть, и вс; существа въ Немъ сознаютъ жизнь, радуются жизни, благодаря иллюзіи времени.


***
Читаю Гёте и вижу все вредное вліяніе этого ничтожнаго, буржуазно эгоистическаго даровитаго челов;ка на то покол;ніе, к я засталъ — въ особенности б;днаго Тургенева съ его восхищеніемъ передъ Фаустомъ (совс;мъ плохое произведенiе) и Шекспиромъ, — тоже произведенiе Гёте, — и, главное, съ той особенной важностью, к приписывал разнымъ статуямъ Лаоконамъ, Аполона и разнымъ стихамъ и драмамъ. Сколько я помучался, когда, полюбивъ Тургенева, желалъ полюбить то, что онъ такъ высоко ставилъ. Изъ вс;хъ силъ старался, и никакъ не могъ. Какой ужасный вредъ авторитеты, прославленные великіе люди, да еще ложные!


***
Что такое порода? Черты предковъ, повторяющіяся въ потомкахъ. Такъ что всякое живое существо носитъ въ себ; вс; черты (или возможность ихъ) вс;хъ предковъ (если в;рить въ Дарвинизмъ, то всейДиня Иванян безконечной л;стницы существъ) иСама Н передаетъ свои черты, к будутъ безконечно видоизм;няться,248 249вс;мъ посл;дующимъ покол;ніямъ. Такъ что каждое существо, какъ и я самъ, есть только частица какого-то однаго, временемъ расчлененнаго существа — существа безконечнаго. Каждый челов;къ, каждое существо есть только одна точкапрофиль удален среди безконечнаго времени и безконечнаго пространства. — Такъ, я, Левъ Толстой, есмь временное проявленіе Толстыхъ, Волконскихъ, Трубецкихъ, Горчаковыхъ и т. д. Я частица нетолько временнаго, но и пространственнаго существованія. Я выд;ляю себя изъАнна Дикая этой безконечности только п, ч сознаю себя.


***
Смерть есть прекращеніе сознанія въ прежней форм;.


***
О томъ, что христіанство наше, скор;е, Павліанство, такъ далеко отъ истиннаго христіанства, что его надо нетолько открывать, но выпрастывать и спасать.


***
Властвующіе люди устраиваютъ такую жизнь, въ к усп;ваютъ люди того же взгляда на жизнь, того же направленія, т;хъ же свойствъ, какъ и властвующіе.


***
Если есть Богъ, то онъ не три, не два, не двадцать два, даже не одинъ. Понятіе числа не приложимо къ Богу.


***
Часто удивлялся на путаницу понятій такихъ умныхъ людей, какъ Вл Соловьевъ, (сказалъ бы: Булгаковъ, если бы признавалъ въ немъ умъ), и теперь ясно понялъ, отчего это. Все отъ того же (какъ и во всей теперешней наук;) признанія государства, какъ чего-то независимо отъ воли людей существующаго, предопред;леннаго, мистическаго, неизм;ннаго.


***
Таже мысль прекрасно выражена у Аміеля: чтобы увидать всю сферу, надо обойти ее, или чтобы она верт;лась. Движеніе жизни есть вертящаяся безконечная сфера.


Часть-5. 1907-1908гг(продолжение).


***
Строй жизни общества основанъ на религіозномъ пониманіи жизни большинства этихъ людей. Строй жизни такъ наз христіанскихъ народовъ основанъ на еврейскомъ и в;тхозав;тномъ и мнимо-христіанскомъ павловскомъ религіозномъ4 5пониманіи жизни. Но этимъ ли объясняется преусп;яніе Евреевъ во вс;хъ отрасляхъ нашей жизни?


***
Какое удивительное явленіе, что браманизмъ, несмотря на свое гораздо бол;е высокое, ч;мъ Еврейство,In The Wdel религіозное пониманіе, подвергся такимъ же, если еще не худшимъ извращеніямъ или, скор;е, наростамъ.


***
Освобожденіе народа, конституция, всякія свободы, величіе государствъ, патріотизмъ, наилучшее общественное устройство — все это только покровы, подъ кыми скрываются зависть, властолюбіе, честолюбіе, тщеславіе, праздность, отчаяніе. Посл;дствія же вс;хъ этихъ добрыхъ нам;реній: борьба вс;хъ противъ вс;хъ, ненависть вм;сто любви и все большій и большій упадо нравственности.


***
Одно изъ самыхъ пагубныхъ заблужденій людей, желающихъ15 16улучшать свою жизнь, состоить въ томъ, чтобы думать, что возможн такое общественное расположеніе, распред;леніе людей, при комъ людямъ можетъ быть лучше, ч;мъ при какомъ-нибудь иномъ: хроническая борьба партій, сословій, изъ кыхъ устанавливается подобіе порядка, все это — только самообманы, вносящіе тольк новое зло т;мъ, что отдаляютъ людей отъ единой нужной для лучшаго устройст общества д;ятельности — отъ работы людей надъ самими собой.


***
Я — не только не я, плотскій Л. H., отъ рожденія и до смерти, но я, даже съ т;лесной точки зр;нія, есмь только плотское проявленіе вс;хъ моихъ предковъ безъ конца и передаточное зв;но между ними и моими потомками, тоже безъ конца: Я — мгновенная вспышка чего-то.


***
Жизнь не въ т;л; и не въ душ;, а въ дух;. Онъ одинъ сознаетъ и то и другое, а его ничто не сознаетъ.


***
При всякомъ жизнепониманіи приходишь къ чему-то такому, про что знаешь, что оно есть, но что не можешь выразить словами. Только это есть в;ра.


***
Есть преданіе, ч Апостолъ Іоаннъ въ глубокой старости говорилъ только четыре слова: «д;ти, любите другъ друга». Думали, что онъ впалъ въ д;тство, а насколько важн;е, несравнимо важн;е только эти четыре слова всего, что теперь говорятъ, пишутъ и печатаютъ люди.


***
Умереть значить уйти туда, откуда пришелъ. Что тамъ? Должно быть, хорошо, по т;мъ чудеснымъ существамъ д;тямъ, к приходятъ оттуда.


***


Ничто такъ не утверждаетъ въ неуничтожаемости, безвременности своей сущности, ничто такъ не способствуетъ,124 125спокойному принятію смерти, какъ мысль о томъ, что умирая я не вступаю въ новое положеніе, а только возвращаюсь въ то безвременное, безпространственное, безт;лесное, безформенное состояніе, въ которомъ былъ и изъ котораго пришелъ въ эту жизнь.


***



Другие статьи в литературном дневнике: