Пролог. Писать или не писать? И если да, то как?

Женя Портер: литературный дневник

Задача пролога - проложить путь в историю, которую предстоит рассказать читателю. Хозяин дома (автор) - продавец дома. Встречает на пороге и приглашает войти. Цель - продать.


Если сообщить, что дом старый, фундамент - поплыл... Зато цена небольшая. Пойдете смотреть? А если услышите, что дом старинный, добротный, с отличной родословной. Правда, время сделало свое дело... Но хозяин готов сделать скидку на ремонт. Начнется осмотр и расчет сметы на предстоящие работы.


Чувствуете разницу? Так и с прологом. Задача - продать дом. Или сдать в аренду на время продажи, чтобы не простаивал. Кстати, в структуре литературного произведения пролог - атрибут необязательный. Но в начале текста должен находиться продающий эпизод. И это факт.


Достойный пример - начало романа "Парфюмер". Патрик Зюскинд рассказывает о смертоносной вони средневекового Парижа и создает внушительную для "читательского нюха" атмосферу. Все последующие действия ЛГ оправданы: мы сопереживаем ему на протяжении действия, осознавая, что "храм построен на костях".


Эпизод не выделен в пролог, но вплетен в завязку так искусно, что мы продолжаем чтение, не пытаясь бросить начатое дело.


МЕТОД КОНТРАСТА уместен не всегда. Изучив статью Каллипсо, делюсь: Прологи могут быть информативные, событийные и атмосферные. Приведенный пример - ПРОЛОГ АТМОСФЕРНЫЙ.


СОБЫТИЙНЫЙ ПРОЛОГ - продажа читателю события-крючка. Заменим пример с домом на продажу билета в Рио на Карнавал. Опишем программу праздника так, что у любителя острых ощущений возникло желание съездить, поглазеть, поучаствовать. Рассчитаем стоимость: расходы на дорогу, проживание, питание, эскурсии; добавим стоимость аренды "перьев". И ненавязчиво предложить вариант "все включено" с хорошей скидкой. А уж потом расскажете в книге что же с ЛГ произошло в том самом "Рио". Не обойтись без передачи атмосферы Карнавала. Налицо перекличка событийного и атмосферного прологов. Но акцент я сделаю не столько на описание, сколько на вовлечение читателя внутрь пестрой толпы.


ИНФОРМАТИВНЫЙ ПРОЛОГ - описание "исходного события". В сюжет оно могло и не войти, зато повлияло на его рождение. Не всем же читателям интересно - что произошло с Россией после Октябрьской революции.


Продавая, не стоит обманывать ожиданий, но и не стоит отказываться от возможности разыграть. Поразмышляв о жизни пчел, можно поведать о горькой судьбе ЛГ, подведя читателя к мысли, что даже в бочке дегтя есть ложка меда. То, что Вы заявите в прологе в качестве ружья - прямо ли, косвенно, - обязано выстрелить.


Дозируйте информацию. Избыток или недостача - одинаково опасны. Продавая читателю историю, осторожно вовлекайте его в трапезу. Делая акцент на плюшках, не упускайте из виду, что может оказаться, что в этот самый момент читатель постится. Впрочем, читателю может понравится аромат кушанья - он с удовольствием угостит приятеля.


ВЫВОД:
Нужен ли выделенный пролог или достаточно эпизода в начале первой главы?
Выбрав наличие пролога, убедитесь, что это действительно пролог, а не то, что вы за него выдаете.
Придерживайтесь выбранной формы пролога.
Вовлекая читателя в игру, не обманывайте его ожиданий.


P.S. Лично мне по душе метод атмосферного контраста. Рассказываю о том, как хорошо весной и переношу читателя на Чукотку, где случается история любви между полярником и чукотской девушкой. Лето в тех местах короткое, зима - студеная. Но что мешает мне говорить о вечной весне в душах влюбленных?


Сложнее с событием, которое должно послужить крючком. Оно сужает круг моих читателей. Не всем интересно отправиться в Рио на карнавал. Или в Финляндию на Новый год. Зато читателя можно заинтересовать путешествием во времени. Тем более, что рассказывать мы все равно будем или о пережитом, или об ожиданиях...



Другие статьи в литературном дневнике: