Сергий Уваров

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

В начале 1837 года многим стало ясно, что Уваров не простил Пушкину его оды «На выздоровление Лукулла», будет помнить о ней всю жизнь, и его долго подозревали в «распространении» анонимных писем Пушкину. В этой связи представляется возможным такое замечание. Сергей Семёнович Уваров подписывал письма и бумаги так: Сергiи Уваров. Имя Сергий звучало очень по-русски и даже по православному, напоминая имя православного деятеля России Сергия Радонежского и знаменитую триаду Министра народного просвещения Уварова «Православие, Самодержавие, Народность», которая была сжатым воплощением русской монархической доктрины. Причём «православие» стояло на первом месте! Согласно теории Уварова, одобренной Николаем Первым, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Понятие «Народность» выражало собой необходимость придерживаться собственных, российских, традиций и отвергать иностранное влияние, утверждало необходимость борьбы с западными идеями, за чистоту русского языка.


Понятно, что Сергий Семёнович Уваров мог бы иногда и другие имена переиначивать в том же стиле. Например, имя Михаил могло звучать по-народному: Михайла, что в народном быту того времени и бывало. Вспоминается, как было написано имя Михаила Виельгорского на конверте с анонимным письмом Пушкину: Михайле Юрiевичу Вiельгорскому. Точно также звучало отчество Пушкина: Сергеичу.
Есть также письмо, написанное С.С. Уваровым 29 января 1818 году и адресованное Н.М. Карамзину с уведомлением об избрании его Почётным членом Императорской Академии наук. Да, письмо давнее, почерк Уварова 1818 года должен бы отличаться от его же почерка в 1836 году. Но есть возможность сличить написание некоторых букв на конверте с буквами в письме. К тому же, очень характерен в обоих случаях лёгкий нажим на перо, разделительная черта под фамилией адресата на конверте и в письме внизу листа под датой. Это лёгкая, неуверенная рука. Обращает внимание точка над латинским «i» в слове «Юрiевичу» на конверте, расположенная высоко, как в самом письме, так и в подписи «Сергiи Уваров» под ним, причём точка как бы одна на две буквы «iи», что читается «Сергий». Можно, видимо, предположить, что и сличение с почерком анонимного «диплома рогоносца» Пушкину может дать некоторый положительный вариант отнести почерк на этих бумагах руке С.С. Уварова. Возможно, то же самое можно сказать о французском тексте "диплома рогоносца", полученного Пушкиным 4 ноября 1836.


Январь 1837 года. Имеются сведения, что Пушкин «за несколько дней до кончины» получил от Уварова пригласительную записку к нему на бал. Это можно объяснить желанием Уварова публично подчеркнуть свою непричастность к пушкинской оде «На выздоровление Лукулла».


31 января 1837 г. Цензор Никитенко занес в дневник: "Сегодня был у министра. Он очень занят укрощением громких воплей по случаю смерти Пушкина. Он, между прочим, недоволен пышною похвалою, напечатанною в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Уваров даже и мертвому Пушкину не может простить "Выздоровление Лукулла".


Нет, Уваров никогда не простит Пушкину Лукуллова пасквиля! Уваров честно исполняет свой служебный долг: руководит Министерством народного просвещения, возглавляет Цензурный комитет, ни на йоту не допуская ошибок в следовании Закону. Уваров убеждён, что поступает правильно, выстраивая исключительно служебные, без всякого послабления на дружбу, отношения с литератором и журналистом Пушкиным, он не отступает от правил и требований Цензурного комитета, сомневаясь в правильности резюме «цензора» Николая. Да, сочинения Пушкина, внешне вполне годные к печати, в своём внутреннем содержании часто противоречат основному кредо культурной и образовательной политики России, ясно выраженной в трёх понятиях: «Православие, Самодержавие, Народность»! К чему эта «История Пугачёвского бунта», эти вольности в оценках Кутузова и Барклая, зачем воскрешать Радищева с его архаизмами? И давно пора бы забыть «сумасшедшего» Чаадаева, унизившего Россию своими «философическими» измышлениями! Всё не так просто с цензурой, не так дёшево быть придворным, как думает этот прихлебатель Пушкин, подставляющий свою жену пред ясны очи Николая! Ради чего? Впрочем, ответ ясен: уж не приманивает ли государь Наталью Пушкину своими финансовыми благодеяниями её мужу? Вот уж посмеялся бы Дмитрий Львович Нарышкин, узнав о прибавлении рогоносцев в лице знаменитого историографа Пушкина!

Нет, Сергей Уваров никогда и ничего не простит Пушкину! Тяжко Уварову нести бремя позора, эту гору сплетен, наветов, непонимания и клеветы! Верный его служака Боголюбов* рассказывал недавно новую сплетню: женой Пушкина очень увлёкся кавалергард Дантес, француз. Но понятно, что этот француз ничего не стоит без своего покровителя, дипломата Геккерна! А государь явно наблюдает за удачливым мальчишкой. Нет ли в таком обстоятельстве интриги? Впрочем, какое моё дело? Это забота Пушкина!
*БОГОЛЮБОВ Варфоломей Филиппович (1785 — 1842) — чиновник Министерства иностранных дел, близкий к С.С. Уварову. Петербургский знакомый Пушкина, которого попрекали за знакомство с «уваровским шпионом-переносчиком». Сплетни Боголюбова были причиной переписки Пушкина с Н.Г. Репниным, чуть не окончившейся дуэлью. Боголюбов подозревался в составлении анонимных писем, приведших к гибели Пушкина.


Уварову стало вдруг ясно, каким образом он отплатит поэту, опозорившему его на всю Россию пасквильным "Лукуллом"! Это плата будет равнозначной! И Пушкин сразу поймёт, кто автор ответа позором на позор! И Пушкин не посмеет выдать себя перед всем светом, не посмеет указать на него, Уварова Сергея Семёновича! И будем квиты! И гора с плеч!


«Живы еще лица, — писал позднее пушкинист П.И. Бартенев, — помнящие, как С.С. Уваров явился бледный и сам не свой в Конюшенную церковь на отпевание Пушкина и как от него сторонились».



Другие статьи в литературном дневнике: