Зачем Идалии свидание?

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

Предположения.
Но интересно, каким образом Апрелев решил ослабить режим для Дантеса? Может быть, Идалия подсказала ему и штабному лекарю пойти навстречу скучающему больному. Идалия кого хочешь уговорит!


Да, неудовлетворённому любопытству государыни Александры Фёдоровны не было предела. Ведь свадьба вот-вот состоятся! И вновь в её письме к Тизенгаузен: "Мне жаль Дантеса, нужно было бы помешать этому браку -- он будет несчастием для них обоих...".


Это мнение было не только мнением Государыни. Более всех Дантеса жалеет Идалия Григорьевна Полетика. Пусть радуется Катрин Гончарова, здесь и усилий не потребовалось, чтобы она помчалась замуж, ног не чуя под собой. Но Идалии очень жаль себя. Не получилось так, как хотелось Идалии, обаятельной женщине, умной и весёлой, которой не меньше, чем мадам Пушкиной, доставалось успеха у мужчин!


Осенью 1835 года произошло событие, невероятное для самой Идалии: она почувствовала непонятное, болезненное для её сердца влечение к Дантесу и поняла, что они могли бы любить друг друга. В ту осень, когда она уже пришла в себя после родов и могла выходить из дома, на территории полка её встретил Жорж Дантес. Поздравил с рождением сына, пожелал здоровья, произнёс очень милый комплимент. Идалия понимала, да, понимала, что кавалергард просто внимателен и вежлив с ней, женой его хорошего знакомого.


Идалия знала, что Дантес, в ту же осень, вероятно, был уже знаком с Натальей, встречал её где-то на балу. Идалия хорошо помнит об этом, как сейчас. Всё последующее поведение кавалергарда было красноречиво! Натали сразу почуяла обожание, радовалась, строила глазки: она, как будто бы, не притворщица! Чему радовалась, ведь опять была брюхатая? А Жорж будто ослеп! Может быть, такое говорила моя ревность? Вот уж не думала, что буду когда-нибудь ревновать! Даже Ланской не давал мне повода к ревности! Как некстати он сейчас в Малороссии.


Идалия понимает, что Геккерн хитрый, конечно, ему помощник нужен в дипломатии, опора, перспективы, карьера. А вот Жоржу вдобавок ко всему – женитьба, кабала на всю жизнь! И привёл его к этому Пушкин, грозил африканской дуэлью! Ненавижу! Пушкин, поэт, сумасшедший от ревности! Да, тут я добилась своего. Но Жорж, как мне жаль, что ты подчинился Геккерну, что ты страдаешь. Любопытно, а если ещё раз попробовать свести Жоржа с Натали? Будто случайно. И пусть весь свет узнает! Вот и свадьбе конец! Нет, тогда Пушкин, этот изверг, он убьёт Жоржа! Тут и к гадалке не ходи.


И вдруг Идалия поняла, почувствовала, почуяла, что ей необходимо видеть Жоржа, говорить с ним, что-то решить, придумать, помочь, спасти его! Других вариантов нет! Есть лишь один вариант: Штабс-ротмистр Апрелев, за тебя и твой рапорт от 28 декабря 1836 года* счастливая Идалия Полетика будет молиться Богу всю жизнь! «По хорошей погоде» теперь ей и море по колено!


* - 28 декабря 1836 г. эскадронный командир Дантеса, штабс-ротмистр Апрелев, подал рапорт об "исходатайствовании дозволения проезжать по хорошей погоде поручику барону де-Геккерену по случаю облегчения в болезни". - С.А. Панчулидзев, 80. – В.В. Вересаев. Пушкин в жизни.


Она решилась, нашла время и возможность, ей удалось устроить свидание с Жоржем без свидетелей. Она вдруг с полной откровенностью, не скрывая своих чувств, высказалась, исповедалась, а он не смог не ответить ей взаимностью.


«Выздоровевшего поручика барона де-Геккерена числить налицо, которого по случаю женитьбы его не наряжать ни в какую должность до 18 янв., т.е. в продолжение 15 дней». - Приказ по полку, 3 января 1837 г. - С. Панчулидзев, 80.


С.Н. КАРАМЗИНА от 9 января 1837 г. Петербург: «<...> завтра, в воскресенье, состоится эта удивительная свадьба, мы увидим ее в католической церкви; Александр и Вольдемар будут шаферами, а Пушкин проиграет несколько пари, потому что он, изволите видеть, бился об заклад, что эта свадьба — один обман и никогда не состоится. Всё это по-прежнему очень странно и необъяснимо; Дантес не мог почувствовать увлечения, и вид у него совсем не влюбленный. Катрин, во всяком случае, более счастлива, чем он. <...> »


"10-го января брак между Дантесом и Екатериной Гончаровой был совершен в обеих церквах (православной и католической) в присутствии всей семьи. Граф Григорий Строганов с супругой, -- родные дядя и тетка молодой девушки, - были ее посажеными отцом и матерью, а с моей стороны графиня Нессельроде была посаженой матерью, а князь и княгиня Бутера свидетелями". - Бар. Гккерен-старший -- барону Верстолку, 11 февраля 1837 г. Щеголев, 297.




Другие статьи в литературном дневнике: