Белые в джазе. Фрэнк Тешемахер.

Рауфа Кариева: литературный дневник

Джаз возник в негритянской среде, и большинство выдающихся джазменов - негры. Но в формировании джаза нельзя недооценивать и роль белых музыкантов.
Молодежи сейчас трудно представить, до какой степени негры и белые были изолированы друг от друга в первые десятилетия нашего века. В маленький магазинчик, если он был предназначен для белых, негры не могли даже заглянуть.
Социальная изоляция негров неизбежно ограничивала взаимовлияние музыкальных культур. Поэтому традиция «белого джаза», о существовании которого можно говорить начиная с 1920 года, хотя и была связана с негритянской, имела все же свои отличительные черты.
Многие белые музыканты на Севере увлеклись джазом под влиянием оркестра «Original Dixieland Jazz Band» и других групп, созданных по его образу и подобию.
В это же время на Среднем Западе формировалось более интересное музыкальное направление, также находившееся под влиянием записей «Original Dixieland Jazz Band». Музыкантов этого направления назвали «чикагской» школой джаза. Или школой Среднего Запада.
Например: белый ансамбль из Нового Орлеана, «New Orleans Rhythm Kings», который в 1919 1920 годах играл в Чикаго. Ансамблем руководил трубач Пол Мэйрс. Группа «New Orleans Rhythm Kings» просуществовала пять лет, но записала лишь около тридцати пьес: она никогда не пользовалась особой популярностью у публики. Тем не менее, это был добротный новоорлеанский ансамбль с хорошим свингом.
В белой музыкальной среде были и свои кумиры, свои приемы игры, свои правила и ритуалы. И в целом их отношение к джазу было совершенно иным, чем у негров. Среди негров джазовый музыкант был звездой, славу которого можно сравнить со славой спортивной звезды в наши дни. Если же джазом начинал заниматься молодой белый музыкант, то он вступал на запретную территорию. Среди большинства белых семей, особенно среднего класса, популярная музыка все еще считалась недостойным занятием.
Чем отличалась музыка белых исполнителей от негритянской? Во первых, репертуаром. Белые музыканты работали преимущественно для танцующей публики и исполняли популярные песни. Белые музыканты редко играли блюзы. Не только потому, что те не годились для танцев, была и еще одна причина: они не могли освоить блюзовые тоны, а без них не было блюза.
Джаз должен идти от сердца. Поэтому некоторые белые музыканты нередко отказывались играть по нотам, предпочитая руководствоваться лишь собственными ощущениями. Стремление достичь в джазе эмоциональной раскрепощенности удерживало их от формализации музыки.
Белые джазмены в 20 е годы лучшим музыкантом считали Фрэнка Тешемахера.
Тешемахер родился в Канзас Сити в 1906 году в состоятельной семье немецкого происхождения. В детстве он учился играть на скрипке, мандолине и банджо и был одним из самых образованных джазовых музыкантов своего времени. Когда семья переехала в Чикаго, Теш поступил в колледж Остина, где стал учиться по классу альт саксофона. Вместе с друзьями по колледжу, слушая пластинки «New Orleans Rhythm Kings», увлекся джазом. Окончив колледж, Тешемахер работал в различных оркестрах, исполнявших преимущественно коммерческую музыку. Когда предоставлялась возможность, он играл джаз, часто записывался на пластинки со случайно подобранными составами музыкантов Среднего Запада. Тешемахер погиб в автомобильной катастрофе в возрасте двадцати шести лет.
Типичный пример его стиля — соло из пьесы «Friars Point Shuffle», записанной с группой «Jungle Kings».
Текст составлен на основе книги: Джеймс Линкольн Коллиер. Становление джаза. «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984
Этот же текст, но с фото и видео https://karieva-raufa.livejournal.com/48308.html




Другие статьи в литературном дневнике: