Точка зрения может быть внутренней или внешней.

Конкурс Копирайта -К2: литературный дневник

К внешней точке зрения, которая представляет собой позицию того, кто не участвует в действии, относится точка зрения повествователя. Внешняя точка зрения очень удобна, поскольку позволяет автору занять позицию всеведения. Он знает о своих персонажах все, даже их мысли и чувства, и ему не нужно отчитываться перед читателями, откуда он все это знает. Хотя, конечно, он может избрать позицию стороннего наблюдателя и освободиться от своей способности всеведения. Но закрепиться на этой позиции довольно-таки сложно. Внутренняя точка зрения передает позицию того, кто оказывается одним из действующих лиц. Это точка зрения рассказчика или главного героя, если повествование ведется от его лица.


И вот мы дошли до самого интересного. Существует еще и подвижная точка зрения (фокализация), которая позволяет автору использовать в одном произведении или части произведения разные точки зрения. Это дает возможность приближать и удалять читателя от места действия, расширять и противопоставлять различные способы восприятия. В литературе постмодернизма подвижная точка зрения становится особым приемом (например, в «Сеньорите Коре» Х. Кортасара).


Как же выбрать «правильную» точку зрения для повествования? Как распознать границы смены точек зрения или фокализации?


Нетрудно догадаться, что «правильной» точки зрения не существует. Важно, какую цель при выборе той или иной точки зрения для своего повествования выбирает автор. Об особенностях каждой из них уже было сказано выше. Теперь каждый пищущий должен ответить на вопрос: «Чего именно я хочу: самоустраниться и предложить читателю видеть мир глазами только моего героя, или занять позицию всеведения и разом расставить все точки над «и», или же постоянно переключать внимание читателя с одной точки зрения на другую?».


Когда же издатель уверяет автора, что повествование во всем произведении должно вестись только с одной точки зрения, то он требует таким образом именно упростить текст и больше ничего. Подвижная точка зрения – это не ошибка автора. Не используй ее авторы, не было бы не только всей модернистской и постмодернистской литературы, но и Достоевского с Толстым и Чеховым тоже. Однако здесь есть одно «но». Когда подвижная точка зрения становится постмодернистской игрой, особым приемом, она естественным образом затрудняет восприятие текста неподготовленным читателем. К примеру, упомянутая выше «Сеньорита Кора» Х. Кортасара у такого неподготовленного читателя вызовет только раздражение: не успеет он переключиться с точки зрения одного персонажа на точку зрения другого, как опять надо переключаться на точку зрения первого. И у читателя возникает вопрос: а надо ли мне тратить на все это время? У редактора такой вопрос тоже может возникнуть, поскольку у него таких «Сеньорит Кор» не десять и даже не двадцать, и для него это не удовольствие и развлечение, а тяжелая работа (сами знаете, как это чужой текст вычитывать). Поэтому чисто по-человечески его понять можно, но никак иначе.


Забегая вперед, отмечу, что подвижная точка зрения (фокализация) может придать тексту динамичность подобно тому, как это происходит в кинематографе со сменой планов и кадров при динамическом монтаже. Поэтому ее никак нельзя удалять из арсенала современного писателя. Тем более, что есть и более доступные для читательского восприятия способы использования подвижной точки зрения.


О. Никитина. Поэтика точки зрения (к вопросу фокализации в прозе)



Другие статьи в литературном дневнике: