17. 08. 24. Царская власть и боги.

Александр Кукаров: литературный дневник

Корифей темы, на которого до сих пор ссылаются, Г. Фрэнкфорт, в 1948 г. опубликовал основополагающую работу для древних Египта и Месопотамии «Kingship and the Gods. A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society & Nature», переизданную в 1978. Египтяне обожествляли своих фараонов, месопотамцы своих правителейй нет, они представляли богов на земле. На спецконференции середины нулевых, посвященной этой книге, участники высказывали разные мнения об обожествлении фараонов, вплоть до резкого «выдумки», но, как отметил один из рецензентов, прямого обсуждения не было.


Судя по реплике египтолога И. Ладынина к книге ещё одного корифея древней истории Я. Ассмана «Политическая теология. Египет и Израиль» (2022), различается обожествление человека и царской власти. Кресло красит человека или наоборот? Ладынин придерживается варианта «кресло», т.е. египтянами обожествлялись ритуальные способности фараонов поддерживать гармонию в Природе и социуме. И на этом основании он не согласен с перенесением Ассманом обожествления фараонов на христианских королей: у них не было аналогичных ритуальных функций.


Замечание Фрэнкофта о том, что в 1948 г. библиография по теме книги составляла 23 страницы, конечно, вселяет ужас. ))


В рамках альтернативной интерпретации обожествление фараонов означает, что они были если не единственными, то гланвыми "контактёрами" Древнего Египта.


P.S. По-моему, в середине нулевых ни разу не обремененный научными степенями и званиями патриарх росийских полтергейстоведов В.Н. Фефелов (Томск) говорил о том, что полтергейст рвётся к политической власти (я писал об этом в статье "Моё "путешествие" в аномалистику"). Сейчас такое впечатление, что полтергейстоведы в сурьёз обсуждают случаи активности полтергейста в сети. Т.е. если знать где и когда, то с ним можно и початиться. Ещё чуть-чуть и он овладеет ИИ. )) Других богов люди не заслуживают. ))




Другие статьи в литературном дневнике: