О простительных фантазияхМне понравился текст Сергея Соловьёва, приведённый Андреем Кураевым – пускай, в меру идеалистичный, местами – наивный, с полным умалчиванием о тёмных сторонах бытия выбранного им средневековья, но текст искренний и с небезынтересными мыслями. https://diak-kuraev.livejournal.com/2278162.html?page=2
Вероятно, автор эссе полагает, что католическая Европа средних веков до-ренессансовской эпохи – именно его идеал во всех смыслах: религиозном, культурном, нравственном. Его право. Как и моё – поставить объективные исторические вопросы, например: Устраивает ли меня тотальный религиозный диктат, включая его самые тёмные стороны – Крестовые походы и инквизицию? Нравится ли мне положение женщины в том обществе, когда (в некоторых вопросах) дама из знати с «голубой кровью» тем не менее, более бесправна, нежели крестьянин-простолюдин, а Вселенский Собор обсуждает кошмарную уровнем невежества тему «А есть ли у женщины душа?». Согласен ли я, наконец, с тем, что не смогу получить свободный доступ к части сокровищниц мировой культуры – и не по причине собственных лени и невежества, а из-за сугубо внешних, чаще всего – идеологических ограничений под маркой пагубности «еретических ценностей»? Вопросы совсем не праздные, даже если отбросить сугубо бытовые аспекты – например, жуткую (по нынешним меркам) антисанитарию средневековья вплоть до начала ХХ века (на Руси раз в неделю ходили в баньку, но это слабое утешение). Современному человеку даже сервис со способами связи, общения и комфорта недавней советской эпохи покажется допотопным, неудобным и ужасным; это преодолимо, конечно, при подлинно духовной любви к выбранной эпохе, но такая любовь – всегда исключение, основанное вовсе не на идеалистично-сказочных конструкциях ролевиков. Знаете, я, всё-таки, пришёл не к формальному, а глубинному осознанию истины о том, что каждый человек – дитя своего времени, что вовсе не мешает познавать Мир во всём его божественном многообразии – тем паче, в наш век. И случаются ситуации, когда только люди одного поколения (условно говоря, с разницей не более 10-ти лет) способны по-настоящему понять друг друга, равно как и поддержать, ибо только ими прочувствован весь контекст своей эпохи, её вызовы и искушения. Вне зависимости от того, желанны мы обществом или не слишком, любимы людьми, или не очень – мы Здесь и Сейчас совершенно не случайно («Времена не выбирают, в них живут и умирают»). Что следует принять с благодарностью. Не говоря уж о том, что лучше оказаться с по-настоящему близким человеком в дурной эпохе, чем в столь же дурной компании при изобилии внешних благ. А путешествия на Машине Времени оставим прекрасным мечтателям. Собственно, выскажу сейчас мысль, с коей мне следовало, вероятно, начать: Мы берём лучшее из всех эпох именно благодаря искусству и культуре, а не полузабытым князьям мира сего и напыщенным жрецам в златых одёжках. Мы имеем возможность общаться с Сократом, Аристотелем, Платоном, Гомером, Шекспиром, не говоря уж о родном Пушкине посредством книг – и это общение вне временнЫх земных условностей. Как и с композиторами, скульпторами, живописцами через их творения, пережившие своё время. Но забываем (благодаря их уму, таланту и дару слова) о тёмных сторонах тех эпох, невольно идеализируя их, что так понятно по-человечески. Я сам, нередко, попадаю под этот простительный гипноз. Мечтая оказаться в Западной Европе конца 60-х и начала 70-х годов минувшего века (простите, тут я банален))) © Copyright: Константин Жибуртович, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|