О том, что мне важно произнести

Константин Жибуртович: литературный дневник

Из отклика к тезисам на гайдаровском форуме Татьяны Владимировны Черниговской о нашем мире, в котором «рухнуло сразу всё».



Татьяна Черниговская реагирует на иную реальность очень по-советски, и её политические воззрения становятся совершенно вторичны.


Суть в тоне. Даже по избранным тезисам выступления на гайдаровском форуме, это тон раздражённого человека с цифровой фобией, отчётливой неприязнью к иной реальности и апокалипсическими прогнозами между строк.


Очень неуютно, потому что нет ни малейших гарантий. Понимание настоящего смутно, прогнозы будущего разнятся в диапазоне от закрытия границ и выживания натуральным хозяйством с рукоделием до единого мира, в котором IT-технологии освобождают массы от ежедневного труда. Экспертам из СМИ человечество, процентов на 80, не доверяет, что логично и не является признаком массового помутнения рассудка – экономисты свято веруют в цифры, индексы и тенденции, гуманитарии опираются на мощную фантазию, интуицию и Историю. Так рождаются две полуправды, не стремящиеся к синтезу. Это всё имеет отношение к ныне безумно популярному жанру fantasy, но не к реальности.


И единственно верный, в моём восприятии, тон в этом мире «хомо конфузус» как раз тон человека растерянного, но стремящегося к полноте жизни, свойство которой – делиться с теми, кто способен услышать. Тон собеседника, который рассказывает об опытно осознаваемых вещах. Вне обличения, мрачных пророчеств и призывов. Потому что для глобальных обобщений и относительно точных прогнозов насущна не только максимально посильная человеку объективность восприятия с интуицией. Но и дерзновение, как это именуют в христианстве. То, что приходит «ниоткуда», но ощущается безошибочно – пишете ли вы музыку, стих или просто обращаетесь к аудитории.


В иных случаях, это речи Лёлика с вариациями на тему «Шеф, усё пропало, завтра снимают гипс!». Они плодят панические настроения с уходом в нигилизм и не дают шансов приблизиться к более полному осознанию реальности, потому что изобилуют общими советами с интонацией раздражённой растерянности.


Я бы лишь напомнил уважаемой Татьяне Владимировне, что ещё в середине ХХ века было совершенно невозможно предсказать социум и технологии полвека спустя, а способность к полноте жизни вне малейших гарантий даже на ближайший день – одно из свойств подлинной духовности. У наших предков, кстати, этих гарантий было ещё меньше.


И, главное. Правомерно выносить оценки отдельным политическим лидерам или даже системам, но не человечеству во всём его Божественном и оттого непостижимом многообразии. Его негласные законы бытия, самоорганизации и в конечном счёте выживания, как показывает История, неподвластны обобщениям – ни философам, ни экономистам, ни диалектичным умам. Потому что человек с его личной волей – неподъёмный камень и для Творца.


Тем более бессмысленными становятся любые прогнозы. И встаёт вопрос благодатной ясности о личной вере и способностях к осознанному бытию.





Другие статьи в литературном дневнике: