Сейчас работаю...

Дмитрий Ковригин: литературный дневник

Сейчас работаю над книгой В.К. Арсеньева…
Удивительная вещь. Что мне все эти биржевые скачки, падения «Лемонофф», и прочая мишура «современного мира».


Вспомнил свой стих:


КОСМИЧЕСКИЙ КОТ
(...)
Когда он мурлычет
По спинам жителей тысяч планет
Бегут мурашки страха
На биржах миллионы психов
Бьются об унитазы башкой
В предчувствии неизбежного краха…


В общем, «события», к которым «приковано внимание миллионов…» меня мало интересуют, активность на сайтах – минимальная. Погружён в:


Таинственными тропами Арсеньева
Серия – «Читаю Книги».


Владимир Клавдиевич Арсеньев, Собрание сочинений в 6 томах, «Рубеж», Владивосток, 2007 г.


* * *


В те времена, когда Далёкий Край был покрыт вековой тайгой,
когда горные реки были кристально чисты, когда жизнью леса управляли лишь Духи да Тигры, когда по скрытым тропам передвигались Охотники, «промышленники» и хунхузы… в свою первую экспедицию отправился Русский Офицер Владимир Клавдиевич Арсеньев…
С тех пор места эти сильно изменились…
Но до сих пор беспечные туристы могут услышать грозный рык «Амбы», и чей-то запрос: «Какой люди ходи?»…
И хочется, хотя бы мысленно, пройти по тем тропам, посидеть у костра с Дерсу, взобраться на вершину сопки и оглядеться…



* * *


В своё время я был большим любителем фэнтэзи. А какое фэнтези без похода?
А какой поход без карты?
В книге, которую я держу в руках, всё это есть.
Как приятно выкроить Время, взять в руки Хорошую Книгу и… отправиться в Путешествие вместе с её героями…
Единственно – всё подлинное. Конкретное и частично знакомое…
Но от этого – не менее таинственное и увлекательное.
Умение видеть таинственное через реальное – вот в чём сила автора.

Путешествие на диване… Увы – для многих это – часто единственный доступный способ.
Ну что ж, отправляюсь.
И – попытаюсь рассказать читателю о своих «путевых» впечатлениях…..


Да, кстати, - это ещё и путешествие во Времени. В несуществующие уже, по большей части места…


* * *


В принципе, есть истории, которые трудно пересказывать…
Владимир Арсеньев наметил маршрут, собрал отряд, такого-то числа вышел (выехал) из…
Всё это известно и пересказано не раз.
В произведениях Арсеньева важны детали. Его повествования надо читать неспешно, несуетно. Детали и мысли. Постепенно погружаешься в несуществующий уже Мир Приморской Тайги. Мир волшебный и таинственный…
«На краю Империи». Вернее – «На краю двух Империй»…


Тогда о чём вообще я собираюсь написать?
А как всегда – о своём прочтении произведения. Привести несколько цитат. Порассуждать…
Может – скажу что-то новое. Каждый читает по-своему, не так ли?


* * *
Начну с печального.
В конце марта 1908 года, под Хабаровском, в районе станции Корфовской, был убит и ограблен Дерсу Узала, легендарный друг и проводник, участник экспедиций В.К. Арсеньева. Таёжник и следопыт пал жертвой бандитов, обыкновенных и скучных тварей.
Погиб и унёс собой целый Мир. Так бывает…


«Какие-то два человека, причислявшие себя к лику европейцев, совершили гнусное убийство с целью грабежа. Они убили бедного дикаря, у которого была чистая душа и который во всю свою жизнь никому не сделал зла…».


Что ж, так зачастую и случается. Гнус, он ведь не только в тайге! Когда придумают Универсальный Репеллент?


«Цивилизация родит преступников. Созидай своё благополучие за счёт другого – вот лозунг двадцатого века».

- Эх, повезло Владимиру Клавдиевичу не дожить до 21-го!


«Обман начинается с торговли, потом, в последовательном порядке, идут ростовщичество, рабство, кражи, грабежи, убийства и, наконец, война и революция со всеми их ужасами. Разве это цивилизация?!».


Да, от грабежей – до революции, «на конец»!
Долго размышлял над этой цитатой…
Действительно – что такое революция? – Большой грабёж со взломом страны. Массовые убийства. В людях высвобождается всё дурное. Они отпадают от Бога, и начинается цепь преступлений «помельче». И мутный поток уже не остановить.
Рушится и грабится созданное веками. Выбиваются лучшие представители нации…
Когда кровь впитывается в землю – процесс затухает. Злая энергия несколько выдыхается.
«Герои» революции, палачи и убийцы, занимают заслуженные места в первых рядах.
Но и там продолжается грызня…
Революция переходит в вялотекущую фазу…
Трагическая дата становится радостным праздником. А что празднуют-то!?


Нация не смогла договориться, и «случилось страшное»…
Революция – это огромный шаг вниз. Своего рода оползень даже. И вершина теперь уже может не быть достигнутой. Никогда…?
Сколько наций проделало путь от обмана до революции, и где они теперь…


Цивилизация должна развиваться каким-то иным путём…


Да, хорошо тайга прочищает мозги.


Ну что ж – снимем шапки, помянем Дерсу и перейдём в другие времена. Когда неутомимый гольд шагал ещё в авангарде маленького отряда…
«Какой люди ходи?»…



* * *


Да, всё живое для Дерсу – «люди».
А уж о людях «настоящих» думал он постоянно.
Переночевала экспедиция в охотничьем балагане. Собираются дальше. А Дерсу просит щепотку соли, горсть риса, колет дрова… Зачем?
Стр.64.
«- Какой-какой другой люди ходи, - отвечал Дерсу, - балаган найди, сухие дрова найди, спички найди, кушай найди – пропади нету».
«Я вспомнил, что стрелки, уходя с биваков, всегда жгли корьё на кострах. Делали они это… ради забавы, и я никогда их не останавливал. Этот дикарь был гораздо человеколюбивее, чем я. Что же такое культура. Не путаем ли мы тут два понятия: материальная культура и культура духовная?.. Забота о путнике!.. отчего же у людей, живущих в городах, это хорошее чувство, это внимание к чужим интересам заглохло, а оно, несомненно, было ранее».


Я тоже немало помедитировал на тему «2-х прогрессов» - духовного (человеческого) и технического.
Может, за мнимое своё могущество расплачиваемся мы Духом?
Почему мы бездушны?
Может потому, что продолжает разрушать природу планеты?
Дерсу же жил в своеобразной гармонии с тайгой, был, как бы, её частью.


Возможен ли иной путь развития цивилизации?
Не цивилизации даже, а устройства человеческого бытия?
Не потому ли портится человек, что подспудно осознаёт, что он паразит и хищник на этой благодатной планете? Не отсюда ли цинизм и ненависть к себе подобным?
Для мыслящих плоско – я не думаю о возврате в леса, пещеры и джунгли...
Но должен же быть иной, более гармоничный способ существования человека на Земле.


Что касается развития культуры и нравственности, то Арсеньев приводит одну любопытную мысль:
Г. Бокль, в своей «Истории цивилизации» - «…полагаясь на прогресс умственный, отрицал прогресс нравственный. «Все великие нравственные системы,- писал он, - представляли в сущности одно и тоже. В ряду правил, определяющих наш образ действий, самые просвещённые европейцы не знают ни одного такого, которое не было бы также известно древним».
(Стр.17)


С точки зрения человека верующего – не так часто приходят те, кто вручает людям «скрижали». А нравственности выше, чем ТАМ – её просто нет. Да и сила воздействия постепенно только ослабевает. Откуда взяться новым правилам? Разве только от лукавого.


Некоторые деятели нашей «культури», из «модных», сейчас трендят о неких трендах.
Типа – ценностей вечных давно нет. Сейчас бал правят тенденции.
И тема эта у них даже становится предметом дискуссий…
Зы: Представил стадо обезьян. Им свистнули справа – все дружно бросились…
«Тенденция, однако!».
Однако, это уже не из области философии, а из области нравов обалдевшей в буквальном смысле тусоффки. Не интересно…


Серьёзные люди не оспаривают того, что существует базовый набор ценностей, заповедей, без которых существование человечества невозможно. По крайней мере – длительное время.

С точки зрения добросовестного историка, хотя бы и атеиста, устоявшийся набор правил человеческой жизни, сформулированный, к примеру, в Заповедях, является выработанной веками системой. Необходимой и достаточной. Расширяя число заповедей, мы просто создаём то, что можно свести к одной из уже существующих, сужая,– что-то выпускаем…


Кстати, размышляя о заповедях более конкретно, я всегда упирался в одну простую мысль: «Как было бы хорошо и просто жить, если бы все люди соблюдали эти простые правила». И антитеза – как бы возвысился тот, кто первый бы их нарушил. «Вот лохи, подумал бы он, - двери не запирают, женщин не охраняют… - неужели тут всё МОЁ»!?
…и ничего за это не будет…


А что Дерсу?
Книг он не читал, проповедников не слушал…
Мозги его никто не «промывал».
Вера его была «примитивной» и конкретной. Он верил, например, в духов; даже не верил, а воспринимал их как составную часть реальности, наравне с тигром и Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым…
Разговаривал со своей, давно ушедшей в «лучший мир» семьёй.
Впрочем – в лучший ли? Он беседовал, а потом отправлял туда разные подарки…
А нравственность его была, я бы сказал, врождённой. Всё же, люди и Земля – это, нечто единое, и «информация» - она везде, её нужно только услышать…


Да, повторяя мысль одного вождя, которую он, впрочем, почерпнул у двух немцев,
можно сказать, что Дерсу верил в богов и духов от бессилия перед природой. Типа – «бытие определяет сознание».
Но, кроме Дерсу, по тайге шатались тогда люди разные. Некоторые – довольно долго.
Но не все, далеко не все разделяли «примитивную» Дерсову религию (веру).


Да, кстати, можно проиллюстрировать другой тезис – сознание управляет бытиём.
Экспедиция вошла в деревушку староверов Загорную. (Стр.122-123)
«Она состояла из восьми дворов и имела чистенький, опрятный вид. Избы были срублены прочно. Видно было, что староверы строили их не торопясь и работали, как говорится, не за страх, а за совесть… Наш хозяин был мужчина среднего роста, лет 45-ти. Карие глаза его глядели умно…
…В простенке между окнами висели стенные часы, а рядом с ними – полка с большими старинными книгами в кожаных переплётах. В другом углу стояла ручная машинка Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейсса. Во всём доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены. Такой чистоты никогда не бывает у русских крестьян-нестароверов даже и в праздничные дни».


Вот так. Вера староверов была крепче и жизнь – лучше. И, заметьте – в забытой Бо…
- да нет же, как раз не забытой Богом деревушке на краю земли, просто добраться до которой – подвиг.
А жизнь и быт – на передовом, по тем временам уровне. Разве ватерклозета не было…


Следующие переселенцы оттесняли староверов всё дальше в глубь тайги…
А потом – пришла революция… Где сейчас эти трудолюбивые люди…
Где те чистенькие деревеньки…
Где хотя бы просто не грязные, не населённые всяким вырождающимся сбродом, не дающим спокойно жить людям нормальным…
Нет моральной основы, нет Веры – не будет и жизни…


Всё может испохабить враг. Вот и о нём. Один из спутников Арсеньева открыл старую книгу и стал читать:
«И спросил его отрок: скажи Св. Отец, как же мы узнаем время приближения антихриста.
И отвечал ему старик: На приближение антихриста есть приметы: станут люди бросать свою прежнюю жизнь и одеваться по иностранному, станут брить бороду и усы, и извлекут они медный змий, самоваром зовущийся, и в питие будут употреблять траву от китаян. Воины оденут на головы фуражки и станут сражаться не мечом и копьём, а огнём на далёкие расстояния. Воины не будут уже называться «воинами», как раньше, а «солдатами» - слово, начинающееся на одну букву со словом «сатана».
И спросил тогда отрок: Как же спастись? Только тот спасётся, отвечал старик, кто уйдёт в горы подальше от соблазна, кто будет жить по-старому»…


«Мы переглянулись. С одной стороны – порицание новшеств и желание жить по-старому, а с другой стороны – часы фабрики Бурэ, винтовка Маузера… Как всё это не согласовывалось друг с другом!..».


Да и в наше, «просвещённое» время многие верхогляды почему-то считают верующих людьми отсталыми…
Вообще,- удивительно. В дореволюционной «тюрьме народов» «царский» офицер спокойно беседует с представителем «религиозного меньшинства». Путешествует в компании «инородца» и не имеет никакого желания как-то «подлечить» их.


(…)















Другие статьи в литературном дневнике: