от 2009

Елена Куличок: литературный дневник

17 июля
Пытаюсь записать то, что уже написала/проговорила/продумала этой ночью, причем – во сне. В таких случаях второй вариант получается куда хуже – менее гладким, менее полным, менее проницательным и даже менее четким. Увы, во сне наш мозг, случается, работает куда продуктивней! Его не отвлекают внешние факторы и явное недомогание тела (разве что оно накладывает свой визуальный отпечаток – примером могут служить изощренные увертки ума, заставляющие проснуться при переполнении мочевого пузыря). Внешних факторов в достатке, отвлекать может абсолютно все – и радио, и чьё-то хождение, и телевизор в особенности, и т.д. – причем ты можешь этого не осознавать, а можешь просто из себя выходить с досады, что в свою очередь просто-напросто изматывает и отбирает драгоценное время. Но хуже всего – необходимость сделать то, без чего будешь ощущать себя неполноценной (физзарядка) или мучиться угрызениями совести (не успела вовремя приготовить обед). Кухня – враг номер один. И спасение – когда нету сил думать…


В этих случаях упущение драгоценного времени может оказаться – и оказывается – фатальным: ты начинаешь понемногу забывать нюансы и тонкости, потом забываешь их вовсе. Пытаешься восстановить – и все тебя не удовлетворяет: уже что-то не то, не так, скудно, коряво и даже глупо. А сколько раз бывало: приходят строчки, настолько яркие, что забыть просто невозможно. Откладываешь – сейчас дотру морковку в салат, сполосну руки и запишу – всего пара строчек, черкнуть на листке ничего не стоит.


И вот дотерла морковку, вымыла терку, протерла стол, подмела с пола упавшие частички… И напрочь забыла – не только строчки, но и то, что ты собиралась их записать. Кухня – враг номер один.


Так я отвлеклась. Что же мне глючилось этой ночью? После наполненного дня – с прогулкой к прудам, фотографированием, феерическим лесом и многими маленькими эпизодиками, которые, казалось бы, напрочь выветриваются из памяти, едва вернешься домой. После разговоров на форуме (к счастью, немногочисленных), и разговоров с Ксю.


Мозг – совершенный компьютер – старался изо всех сил разложить всё, узнанное и увиденное за день, по полочкам. Каталогизировать, ранжировать, вычленить однородное, похожее, сравнить, сделать выводы…


В результате, сон представлял собой кашу из эпизодов дня, плюс похожих более ранних эпизодов, плюс некая отсебятина (телесная, неприятная – не буду упоминать).


И причудливо, прихотливо смешались воедино: поездка на автобусе в неизвестность, и морщинистая гладь сероватой воды, и толкотня на остановке, и снег за окнами, и беспрерывное фотографирование, и бег по пересеченной местности, и бледные заснеженные дали… И много всего, что я уже забыла. И даже почему-то Ю. и Ксю. Театр его величества Абсурда.


А поперву кажется – полнейшая бессмыслица. Или – веяния свыше. Если бы можно было контролировать работу собственного мозга ночью, во сне, наверное, гениальный программист мог бы уловить закономерности и принципы его алгоритмической работы.


30 ноября:
У нас народ переклиненный. Слушая песни культовых групп, своих кумиров, они часто готовы принять строчки стихов как руководство к действию. Слушая психоделику «Агаты Кристи» - приходить к наркотикам. Слушая Сашу Васильева – «Пил и курил» - пить и курить.


Вот и Феклистов туда же с «Весной». «Весна, время школьников и самоубийц… Весна, из рогаток дети бьют птиц…»


За строчку с рогатками ненавижу эту замечательную песню. Зачем же ты так, Владимир? Какие рогатки? Зачем провозглашать это руководство для бездумных пацанов, плодя чуждых Природе дебилов? Бить птиц – всё равно что предавать младших сестренок и братишек. Особенно по весне. Покупайте тушки кур. А живое не трогайте. Нельзя.


12 декабря
Привычка ловить глюк за хвостовой плавник, чтобы пришпилить к бумаге, ведет к тому, что я спешу всё зафиксировать, а также высказаться по поводу любого ощущения: что в мыслях и ощущениях – то и на языке. И на этом импульсивном простодушии я вечно попадаюсь. Меня ловят на слове и начинают воспитывать. Немногие видят, что у меня 170 пятниц на неделе.


27 декабря
Помнится, на даче, на луге за околицей, в пору цветения последних ромашек, году в 2003-м примерно, или 2004-м, когда главные мои романы уже были написаны, я долго гадала. Мне было очень важно: допишу ли я все задуманное и начатое??? И перечисляла, по каждому произведению отдельно. «Напишу – не напишу», «закончу – не закончу?», «создам новое – не создам?».


И что же? Все, что я закончила (или домучила) – все так и предсказано. И с самыми первыми романами - в свое время тоже предсказано, что закончу их. А когда чуть позже начала спрашивать ромашку про совсем новые, едва начатые вещи… увы, облом. Огорчила она меня…


Так и сбылось – я их действительно НЕ закончила, и даже не продолжила. Всё. Конец моей творческой биографии. Начинается административный этап – этап создания сайта и жалкие потуги на творчество в виде помещения стихов с картинками, вымученными в шопе… Ну, разве что стишок-другой получится, плюс ленивое редактирование…



Другие статьи в литературном дневнике: