***

Елена Куличок: литературный дневник

Несколько дней подряд, после прочтения 7 части – про Москву антиутопическую, в голове звучал Чиж – «Вот пуля просвистела, в грудь попала мне, спасся я в степи на лихом коне, но саблею меня комиссар достал…» И так далее. Дочка даже мне нашла её на мобиле и включила, чтобы сбить зацикл – я же все вслух порывалась петь.
Почему именно это? Вспомнила некоторых встреченных в жизни коммунистов и сталинцев. Им бы эту песенку веселую не просто услышать, а прочувствовать. Особенно последнюю фразу: «Сколько нас таких уходило в лес!» Ключевая фраза. Стоит только поставить себя на место героя, когда ты только что вернулся домой после войны, пришел комиссар и добил. Что бы ты делал, если бы тебя «комиссары в пыльных шлемах» внаглую обокрали – как бы ты к ним относился? Радовался и гордился?
Теории хороши теоретически. Теоретически они идеальны. И никто не думает, что их воплощают реальные пацаны. У людей как? Вышел во властные структуры, победил «врагов» – и сразу умнее других, и власть надо всеми, что хочу – то и ворочу. Чисто человеческое качество. У всех в загашнике сидит. Получилось – вылезло. Нет возможностей – не вылезло. Но вылезло бы почти у любого, выбейся он во власть.


Итак. Самой сложной оказалась 4-я часть. Кира и Макс в Москве, у Евгения Башмачникова. Сложная ситуация на Земле. Открытие Иномирья перевернуло все вверх дном. Насколько точно и логично я описала, выстроила общественно-политическую ситуацию внутри страны? «Но у тебя же альтернативная Москва!» (дочка). Да, но внутренняя логика должна быть. До Войновича, конечно, далеко, но у него беспредел куда круче и жёстче. Но у него давят друг друга диаспоры, кланы, партии и банды. У меня в произведении паранойя возникла из-за «иномирной угрозы», сработала ментальность, унаследованная от ЧК. Кое-что добавила и подправила, но в целом еще раз подивилась самой себе. Мне предстояло создать убедительный и непротиворечивый образ Москвы, также в новых условиях существования – в ошарашивающей, поражающей реальности иномирья, меняющей устои, меняющей общество, еще более расслаивая его, разрушая, обезумливая. Насколько мне удалось это – решать читателю.
5-я часть тоже заставила подумать еще раз. Там ведутся разговоры и размышления о природе религии, в Инмире вдруг начинают работать не принципы лояльности и доверия, а отголоски той же паранойи…
Пока я успела поместить четвертую, самую спорную и мрачную четвертую часть, не имеющую и не могущую иметь счастливого финала. Впереди еще три – и вторая книга будет завершена. Уже осенью.
Вторая книга насыщена сносками, поэтому работа стала вдвойне напряженной.



Другие статьи в литературном дневнике: