Голоса истории Ромул Великий

Ольга Смирнова-Кузнецова: литературный дневник

Нет героя. Наверное, это главная моя претензия к спектаклю вологодского ТЮЗа «Ромул Великий». Ирония, почти сатира, аллюзии, прекрасные формулировочки –(работа переводчика и того, кто адаптировал), десятки находок режиссера и сценариста. И первое отделение зал неутомимо смеялся. Во втором примолк. Но герой так и не появился. Ромул очень красиво продекларировал либеральные ценности. Но, император, сдавший нации, более искусной в пивоварении, свою империю, собственный народ, кто он, если не предатель?
Вспомнились предыдущая премьера этого же театра - «Комедия ошибок». Где тоже все крутится, вертится, фонтанирует. Сценография похожа. Но похож и результат: эффекта – нет. Развлекалово и занимательность довлеет.
(Великолепные «Алые паруса» тоскливо вспомнились, когда красная ткань была использована для прикрытия наготы имперских вояк.)
Вспомнился и спектакль фестиваля – «150 причин не защищать Родину». Та же тема –падение империи. Да, причины не защищать - они есть. Но там императора Константина убили. Его отрубленную голову набили мякиной. Но на то он и герой… И в истории, и в спектакле.


Спектакль «Ромул великий» выглядит яркой иллюстрацией лишь одной из семи линий поведения человека-гражданина при падении империи, описанных Еленой Греминой. Не самой интересной, на мой взгляд. От этой мысли Елена, как драматург, выглядит более… умной, что ли. Как обозреватель супротив корреспондента.


И в «150 причинах…», и в «Ромуле» звучат стихи. Кстати, поэзия в первом -выглядит более органичной. Хотя в «Ромуле…» использована тяжелая артиллерия - стихи И.Бродского. Хоть какое-то обращение к душе - и это на мой взгляд, лучшие моменты.
Кстати, спектакль развеял миф о недоступности (якобы, ходят только журналисты да чиновники)спектаклей для «простых» вологжан: перед спектаклем можно было купить билеты. Цена билетов - 250-450 руб, насколько я понимаю - даже дешевле, чем обычно на премьеру...




Другие статьи в литературном дневнике: