Фаустов-Поэтическое моделирование
Клуб Вологжан Ступени
(Поэзия.Ольга Кузнецова )
В детстве у меня была игрушка в виде прозрачного полусферического купола, наполненного водой, на плоском дне которого, как на льду на коньках стояла маленькая фигуристка. Если игрушку перевернуть, то белые хлопья соберутся на вершине сферы, а при обратном повороте они очень медленно падают на фигуристку, моделируя снегопад.
Я вспомнил об этом, прочитав первое же стихотворение в сборнике О. Кузнецовой «Больше света» («Евстолий», Вологда, 1995):
Собаки ходят под водой,
Носами раздвигая травы,
И клумба плавает звездой
Лишась коралловой оправы.
Здесь вязкость среды, текучая атмосфера земли выразилась в сгущенном соседстве на первый взгляд несовместимых слов. («Сквер, как затонувший материк», «птицы, две прищепки, тугое небо держат на ветру»). Именно они и моделируют «жизнь прекрасную и вязкую».
Иногда густота затвердевает, как сосна в одноименном стихотворении, и только счет остановившемуся времени отсчитывают «кольца от повторений - под тонкою корою». Ольга Кузнецова, воплотив себя в сосну, подчиняет себя вечности:
И время, то, что диктовало,
За строчкой, пальчиком маня,
Недоуменно и устало,
серьезно смотрит на меня.
Я видел ту сосну, над таинственной речкой Сить, недалеко от Харовска, где родина, где живет мать Ольги Кузнецовой, видел «Кубены стылой воду», видел тот реальный мир, модель которого, построила поэтесса. Я видел все это и прочитал, и мне стало легко сравнить и понять, что литературный прием этот не нов, но в творчестве Ольги Кузнецовой он выделяется особенным сгущением образов.
В изобретательской практике есть прием - надо ощутить себя на месте объекта, который следует изучить. Ольга Кузнецова ставит себя на место сосны, листа, зверька, создавая модель, что позволяет и ей и читателю изучить себя. Находя аналогии, переносит закономерности на реальный мир, и делает это обоснованно, даже при описании взаимоотношений людей.
Простая прогулка на лодке по текучей реке трансформируется в мир любви, где «злая сила» (секса?) может под знаком необратимости отрезать пути назад:
Всплеском волн вдруг разбудим
Злую силу в глубине
И назад уже не будет
Ни тебе пути ни мне.
И действительно, они потом, «как сгустки без тела, две души, процеловались сутки в заоблачной глуши».
Читая сборник, не единожды наталкиваешься на модель и даже обыкновенный козленок закрепляет уже всплывший ранее в памяти образ фигуристки:
И, как на конкурсе чертят,
Копытца все поваксив,
И, вензель хвостиком чертя,
Легко исполнил аксель.
В свое время Валерий Брюсов говорил о познавательной функции поэзии, не меньшей, чем науки. Ольга Кузнецова разработала методическую основу этого познавательного процесса, отличительной чертой которого является простота, ненадрывность и легкая усвояемость без интеллектуального напряжения. В отличие от потока ребусной, требующей расшифровки, поэзии, здесь все наглядно, потому что это поэтическая модель.
Вспоминается Андрей Вознесенский, у которого «кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир», «дубовый лист виолончельный», его стихотворение «Муравей» из сборника под названием очень близким к обсуждаемому - «Два света».
Ольге Кузнецовой легко воспринять образ «распоследнего красного листа, которому быть раздавленным - не радость». И если он просто отрывается от ветки, опадает, то «услышит небо только вздох освободившихся деревьев».
Ее стихи создают прозрачную поэму о высочайших ценностях духовной жизни и методах обращения с ними. Эти ценности не как объект для поклонения, а как среда обитания. Река Чивица не только для купания, а гордый драматический образ. Соль моря, соль земли, соль жизни, соль романтики — это тоже Среда обитания. И мы в ней живем материально. Стихи Кузнецовой — это узелки, связывающие обе среды воедино. Так ткется полотно...
Поэзия Ольги Кузнецовой образна, более того, она сгущена до состояния тугих, вязких, текучих грамматических форм, где знаки препинания играют первостепенную роль. Поэтому стихи коротки, и это всегда являлось основным ее признаком. Что и облегчало ей строить поэтические модели. Это и есть конечная цель ее творчества, которое находится в русле лучших традиций русской литературы.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.