К дню учителя тезисы доклада на съезде учителей
ФОРМИРОВАНИЕ «СТАТУСНОГО» МЫШЛЕНИЯ И «ВОЗВРАТ В ДЕТСТВО» СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СТАВШИХ «МОЛОДЫМИ РОДИТЕЛЯМИ» ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Миронова Л.В. (Москва, писатель, член СП России, Московское отделение, larissamir2006@yandex.ru)
В соответствии с нормой ст. 8 Конвенции ребенок имеет право на приобретение и сохранение своей индивидуальности и личности, которая, в значительной мере формируется именно в школе. Осознание себя уникальной индивидуальностью, личностью невозможно без сформированного абстрактного мышления и умения глубоко анализировать любую, самую сложную ситуацию в быстро меняющемся мире и нестабильном обществе.
Ситуация, когда школьники становятся родителями, будучи ещё сами детьми, находящимися на попечении своих родителей, для нашего времени не новость.
Отчасти, этому весьма способствует особая молодежная политика, не только не предотвращающая подобные случаи, но и всячески им способствующая. Врачи-гинекологи, принимающие подростков, им говорят: «Не ходите к нам с вопросами, можно ли вам иметь детей, заранее. Приходите тогда, когда уже факт свершился». Иными словами, беременейте, а там мы уже будем смотреть, надо ли этого ребенка вынашивать. Как следствие, ранний брак в подростковом возрасте или вовсе неполная семья, и ребенок родится без отца. То, что происходит с такими детьми, часто всё ещё остается за пределами цивилистики.
Что же делать таким школьникам, чаще – школьницам? Иногда таких школьников стараются выжить из школы. Но это противоречит современному семейному праву, в частности, и правам детей в целом.
С 14 лет ребенок может самостоятельно защищать свои права в суде, в том числе, своё право продолжать учебу и дальше в той же школе. И школа здесь должна быть на стороне школьников, т.к. родители, злоупотребляя своими правами, часто ведут себя в подобных ситуациях неадекватно, выгоняя детей из дома, отказывая в помощи и т.д.
По современному праву ребенок по достижении 16 лет имеет право вступать в брак, а в ряде регионов РФ сейчас брачный возраст снижен до 14-15 лет, т.е. когда ребенок ещё учится в школе, но, будучи в браке, он, тем самым, уже приобрел полную дееспособность (п.2 ст. 21 ГК). Но, в то же время, ученик, ставший родителем в столь раннем возрасте, сам всё ещё остается на попечении собственных родителей (до 18 лет) – по смыслу ст. 54 СК.
Семейный закон предусматривает «возврат в детство», т.е. признание такого брака не действительным и ведет к утрате полной дееспособности, полученной при вступлении несовершеннолетнего в брачный союз. Но школа также должна осуществлять своеобразный «возврат в детство» школьников, ставших молодыми родителями, ещё не закончив школы. Не следует делать из них «наглядное пособие» - по типу «как не надо себя вести», этому надлежит учить детей задолго до того, они вступят в репродуктивный возраст. Их мышление должно быть достаточно сформировано к тому периоду, когда они физически обретают возможность стать мамами и папами: критическая оценка ситуации, анализ и адекватное предвидение последствий того или иного поступка – вот на чем следует заострить внимание учителя, прилагающего усилия в направлении развития абстрактного мышления школьника.
В гл. 11 Семейного кодекса делается очевидный и традиционный акцент на правах ребенка, но нет никакого указания на обязанность ребенка - подчиняться воспитательному и иному законному воздействию на них как со стороны родителей, так и других правомочных лиц, в том числе, школьных учителей.
В то же время сущность правонарушений между взрослыми и детьми, ставшими взрослыми раньше времени, как раз и сводится к взаимодействию в них прав и обязанностей участников с двух сторон. Правам взрослых (родителей и учителей) соответствуют обязанности, а обязанностям – права детей. В первую очередь обязанность ребенка, ставшего родителем в школьном возрасте, по-прежнему состоит в том, чтобы сообразовывать своё поведение с нормами требований, общих для всех школьников.
Но чтобы так было не только на бумаге, а и на практике, должны быть обеспечены четкие механизмы не только воспитательного воздействия на школьника, но и развития его мышления в самом широком аспекте.
И значение этого тезиса только усиливается по мере взросления школьника.
Однако как раз это, такое понятное требование, как раз и встречает массу возражений, которые сводятся не только к самой возможности проявления родительской или учительской власти над ребенком, которая якобы, самим своим фактом подавляет личность и парализует мыслительные способности ребенка, хотя, конечно, злоупотребить можно любым правом (как говорится, было бы право, злоупотребитель найдется).
В зависимости от возраста, а далее, и характера, реакция ребенка может быть пассивной в форме претерпевания, или активной – как осознание самой необходимости подчинения в каждой конкретной ситуации, партнерства и т.д. Но чтобы ребенок умел действовать в парадигме последней, он должен уметь мыслить абстрактно, и чем раньше он этому научится, тем больше у него шансов стать яркой и успешной личностью.
При этом надо помнить, что в основе любого воздействия на ребенка как со стороны родителей, так и учителей, должна лежать безусловная любовь к детям – чувство, которое не имеет аналога ни в каких других чувствах людей друг к другу. Это высшее проявление альтруизма. И тут не должно быть расчета на обязательную взаимность, на благодарность, что, конечно, желательно, но не это, всё же, есть стимул подобной любви. Это просто приятный сюрприз, если так вдруг случится.
Литература
1. «Детский дом и его обитатели» (записки воспитателя),
Лариса Миронова, изд-во «И. Балабанов», 2009, Москва, 368 с.
2. «Семейное право» (очерки из классики и модерна),
Н.Н. Тарусина, изд-во «Ярославский государственный университет», 2009, Ярославль, 615 с.
Другие статьи в литературном дневнике: