Каким он был часть 2. 3

Людмила Захарова: литературный дневник

- Аль-ля! Сядь за руль!
- Зачем? Не поеду, не хочу.
- За тем, что я тебя прошу об этом. Ты должна научиться вождению.
- Ничего я не должна, и зачем ты просишь меня?
- Ты же умная современная барышня, это же элементарный набор знаний. Не хочешь ходить в автошколу, - я тебя понимаю, но управлять-то машиной надо уметь. А могла бы закончить курсы, все равно дурака валяешь от безработицы. Вот я сейчас напьюсь на даче и как будем выбираться из канавы.
- Не хочу, тем более на твоей ржавой копейке такой жесткий ход, у меня просто сил не хватит передачу переключить. Если надо будет выбираться, трактор найдем. Ладно, курсы по самообороне, действительно, вещь необходимая сегодня, но на копейке даже пробовать не хочу.
- Классика! Механика, а ты говоришь так, словно тебя учили ездить на иномарках.
- А если это и так, ты будешь ревновать? Да и зачем мы едем к предкам? Ты женат, я замужем, как-то не очень красиво будет выглядеть наш визит.
- Отец так редко просит меня о помощи, что, видишь, я все бросил, чтобы навоз по участку раскидать. Он нежданно-негаданно прицеп навоза купил, а ему скоро улетать надолго. Аль, ты не смущайся, он до выспренности тактичный человек... работа у него такая.
- Ты никогда не говоришь о них, о семье, детях...
- А что тут сказать?.. Мне, тебе... Если бы мы могли выбирать... Так случилось, они есть и... Слава Богу. И мы есть. Это данность. Мы из одного мира, они из чуждого мира, они принадлежат нам, мы никому... Ты желанная моя, разве этого мало?
- Тим... я ведь замужем и принадлежу своему мужу, тебя это не коробит?
- Ты?.. ты даже самой себе не принадлежишь, и мне тем более... Муж... что ж... Я не хочу думать и знать об этом. Ты хотела родить ребенка, выбрала жизнеобеспечение... Хорошо, кстати, сделала. Добротная такая семья сформировалась. Свекровь прекрасно готовит, ребенка нянчила, дед в школу провожает, дом полная чаша, ты за ними как за каменной стеной... Я за тебя спокоен.
- Ты считаешь, я должна быть довольной, толстой и наглой. И, вообще, ты обо мне хоть иногда думаешь?
- Думаю? Нет, не думаю, ты всегда со мной, я тебя всегда чувствую... всюду чувствую твой взгляд, все твои порывы... надрывы, неприятие быта. Обычный житейский конфликт личности и общества, внутреннего мира и внешнего, отсутствие красоты в жизни, слезные плутания загадочной русской души, выкормленной на русской классике. А жизнь и есть само это стремление души к совершенству, что и воплощается в творениях, даже не важно в каких... Стихи, проза, портрет, пейзаж, да и просто замыслы, размышления, даже сочный шашлык тоже результат творческого посыла, тоже искусство... Кому-кому, но тебе не пристало жаловаться, да сейчас жалобой никого не проймешь, каждый выкручивается как получится из внешних обстоятельств... Ты не молчи, пожалуйста... Ты громко молчишь, у тебя душа кричит, - я слышу... Меня тоже выбрали... Первый раз на третьем курсе... Первая любовь, первый опыт... как теленка на веревочке в ЗАГС повели. Пока аспирантура было терпимо с предками, а после голая зарплата до пенсии, ну и как водится, восторги и талант по боку, денег дай... Так вот и привязалось преподавание и уроки гаврикам. И ведь сами поступают после моих курсов. Заработал себе славу педагога. А на выставки у меня только с тобой появилось что выставлять. Кстати, ручки у тебя твердо поставлены на рисунок, немного подправить технику... а то с механикой она не справится... с утра на этюды пойдем, поработаем акварелью?
- Можно и акварелью, люблю этюды.
- Жена тоже вечно на этюдах пропадает, но так себе... хоть и моя ученица. Работает оформителем... А тоже мечтала о чем-то...
- О чем-то... просто тщеславие. Качество которое мне не свойственно. А жаль... Может быть, я чему-нибудь выучилась... Завалила живопись и выскочила замуж, чтобы время не терять.
- Не комплексуй, Аля, ты самая совершенная женщина. К чему бы ты не прикасалась, все расцветает, светится, вдохновляется, взлетает. Ты не знаешь, что ты просто чудо, такое сказочное воплощение, что страшно поверить, что ты не сон, не призрак, не фантазия творца. Что-то совсем неземное живет в тебе, удивительный редкий дар Бога свинячьему человечеству. Ты поздно начала писать и сразу с чистого листа, и сразу можно печатать, да денег нет... Жаль, что мы в разное время поступали, я бы тебя не отпустил от себя ни на миг... А живопись... что ж... ты не только в красках, но и во всем меры не знаешь, то есть не останавливаешься на достигнутом. Безмерность таланта быть женщиной или просто обычная многогранная личность. Тебе все удается, все получается играючи, тебя учить - только портить, это столь непривычно, столь удивительно. Я ведь только чуть-чуть даю направление, остальное ты сама выбираешь, находишь, открываешь. Ведь и меня ты раскрыла, прошла мимо, хвостиком пушистым махнула как волшебной палочкой и понеслась душа в рай... И, действительно, рай на грешной земле. И все пишется, дышится... Легко! Я бы тоже хотел присесть, записать свои медитации, но когда?! Я профессионал, я кормлю и кормлюсь от своих картин, я не свободный художник как ты. Ты имеешь право летать, мое право обеспечить безопасность твоего приземления. Вот досада... Богу не было угодно нас соединить раньше. А еще говорит: "... единомысленные вселяет в дом"... единомысленные!
- Богу вообще нет дела до нас - муравьишек... Сказал: "любите друг друга", вот мы и любим как умеем... прости, Господи... Ты все правильно разложил по полочкам, но мне от этого не стало легче. Знаешь, угрызения совести... я бы хотела развестись. Очень бы хотела...
- Алль?! Пожалуйста, не думай об этом, не вздумай... глупость! Сто раз глупость. Разводиться сейчас?! Оказаться на улице без работы. Не смей и думать об этом.
- Я мечтаю об этом. Я хочу и фактически быть свободной, принадлежать только тебе, не быть обязанной никому.
- Нет-нет. Только не это, никак не сейчас, не время. Зачем тебе и ребенку нервные потрясения. Вместе с опустошением благоустроенного дома разрушается и душа, истощается. Не смей, я тебе не разрешаю... Мне десять лет понадобилось на восстановление после первого развода, я не готов пережить это еще раз. Ни морально, ни материально... Не мы зависим от наших благоверных, а они и дети очень зависят от наших причуд. Они в данный момент принимают наше творчество как наш образ жизни, притерпелись к нашим заскокам, растят наших детей, так не будем им мешать, пусть живут, пусть живут в неведении, в иллюзии счастья, ничего другого у них уже не будет. Пусть наивны и глупы, и бесталанны, - простится им за всеобъемлющую любовь к нам, которая все-таки позволяет нам дышать, пока позволяет нам дышать и жить, разводиться нельзя.
- Вот именно, ты верно сказал, любовь у них всеобъемлющая, они готовы высосать нас до последней капли, я бы хотела стряхнуть их как клещей, пока у нас достаточно крови и сил начать жизнь заново... с чистого листа...
- Едкая метафора, не более... Аля... Нужно быть честными с собой, себе не врать... Я остановлюсь... выйдем, подышим, еще светло, немного осталось, успеем доехать.



Жигуленок съехал к пруду, мошкара вилась тучами, они закурили. Тимей разулся, дно было илистое, вода еще майская.


- Ноги устали, горят... Смотри, уж рыбку поймал, тащит во рту на берег. Все кушать хотят, всем надо кушать, всем надо жить... Наше счастье, наша радость, что мы живем в своем мире, в своем собственном мире, куда никто чужой не вхож, и своих там нет. Это только наш мир, невидимый глазу. Но призрачность и метафоричность нашего мира отнюдь не безобидна для окружающих нас ближних, скажем так - родственников. Они его чувствуют и лбы расшибают, надеясь достучаться до нас. Мы никого не впустим в наш мир, - и пресловутый быт и брачные узы разобьются как волны о скалы. Мы неприступны, мы защищены, мы жестоки и правы, и мы вдвоем на вершине этой скалы. Мы уже не помним, как мы туда забрались - по камням или на крыльях. В нашей воле спускаться тогда, когда вздумается за хлебом насущным и просто навестить детей. Наши души и тела - не вещи, чтобы принадлежать кому-то, поэтому считаю, что разговор о разводе мы закончили. Мы соблюдаем элементарные приличия, для элементарного мира вещей этого достаточно, чтобы не нам сокрушаться на духовном уровне, не рассеивать радушного умиротворения встречи на словоблудие. Лекция закончена, барышня...
- Ничуть ты меня не убедил, Тим, я была у юриста.
- И что тебе сказали?
- То же, что и ты, но только короче. "У красивых женщин нет проблем, сплошные эксцессы, независимо от того, начну я развод или нет".
- Мудрый мужик. А баба настоятельно поведала бы тебе порядок проведения процесса. Чтобы и тебе было кисло, как ей в разведенках.
- Так и есть, но... Мы могли бы попробовать начать жить вместе, и быт здесь ни при чем, просто тебе не хочется лишних хлопот, один раз ты уже обжегся.
- Не хочется проблем, я ценю настоящее, я никогда не был так счастлив, на таком взлете... Я и второй раз обжегся, и разочаровался в браке, как в форме совместной жизни. Некая дань реальности. Мои чувства к тебе нереальны, необъяснимы, ни с чем не совместимы. Да, ты права, можно пережить десять элементарных разводов с материальными убытками и бытовым дискомфортом, это не самое страшное, это банальные ситуации. Но... подвергать наши чувства испытанию браком я не готов. Если бы мы встретились на экзаменах в Строгановку, ты бы стала моей первой женой, но развод с тобой меня бы просто убил. Может быть, именно поэтому мы и встретились тогда, когда поумнели и чего-то достигли в жизни, сформировались как личности, как таланты... И ты не стала художником, ты просто поэт, я просто твой стих, а ты мой шедевр... У меня рука не поднимется променять это сочетание на штамп в паспорте, с которого начинается бардак в творчестве. Прости, но наша совместная жизнь это утопия в настоящее время. Нам просто негде будет спать, чтобы я подтолкнул тебя на такие мытарства... Я не могу, прости.
- Ну как же, Тим, негде. Иногда же мы остаемся в мастерской, самые чудесные воспоминания.
- А разве мы там спали? Не смеши меня, разве с тобой можно уснуть? Я и в первом браке старался спать один. В крайнем случае кидал матрас на пол, но спать, именно спать, человек должен один с своей постели, в своей комнате. Где нам взять такую квартиру с кабинетом и спальней для тебя, для меня, для детей, столовой, кухней, прислугой... И это не роскошь, не блажь, это необходимость для нормальной работы. Утопия.
- Говорят, с милым рай в шалаше...
- С милым, да. Но не с художником, не с поэтом... Художник - корень слова - худо, худой... И ты знаешь, что я прав... И ты права. Несомненно.
- Велико искушение...
- Сегодня ты будешь в нормальном доме, где это все есть и будет еще трудней представить всю нашу совместную жизнь в подвальной мастерской без окон, гостиную среди мольбертов, спальню, кабинет и кухню на подиуме, душ в чане для замешивания глины, это же мастерская безумного скульптора, досталась по случаю... Тебе элементарный письменный стол нужен, а его нет. Если народу сегодня мало, можешь спать в отдельной комнате с балконом, я даже мешать не буду. Честно! Вот просто прочувствуй это ощущение, знаю, тебе понравится комфорт, тебе это нужно, чтобы понять меня. Просто понять и просто простить... просто любить и просто жить. Все гениальное просто. Вот я и дома... приехали.



Другие статьи в литературном дневнике: