Скульптор Александр Теребенёв

Ермилова Нонна: литературный дневник

Продолжаю писать "архитектурные" комментарии к "Посланнику". Сейчас пишу про про Атлантов и Кариатид Петербурга и буду выбирать самых харизматичных. Но , конечно, рассказ придется по традиции начать с главных атлантов - на портике здания Нового Эрмитажа, бессмертного творения академика Императорской Академии Художеств Александра Ивановича Теребенёва.
Тех самых, которые "держат небо" по выражению поэта.
Меня всегда поражала несчастливая судьба этого великого скульптора, прожившего всего 44 года. Автор многочисленных произведений искусства, среди которых и знаменитые пятиметровые атланты из сердобольского гранита для портика Нового Эрмитажа, две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие для парадной лестницы Эрмитажа, гермы для Розового павильона и кариатиды для дворца Бельведер в Луговом парке, статуи на фронтоне здания Адмиралтейства, многочисленные памятники, бюсты, барельефы...
При том современники считали, что скульптор не был способен к усидчивому труду, быстро проживал доходы от больших заказов,не экономя на роскошных привычках.
Потеряв от черной оспы жену и заболев, он впал в ипохондрию, был уволен из Эрмитажа раньше получения пенсии и ушел из жизни в нищете и безвестности.
После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счёт мраморщиком Г. А. Балушкиным, помогавшим Теребенёву во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Г.А. Балушкин и К. A. Ухтомский.
Могила Теребенёва на Волковском православном кладбище до наших дней не сохранилась.



Другие статьи в литературном дневнике: