Дома с архитектурными сюрпризами

Ермилова Нонна: литературный дневник

Да, в Петербурге домов «с сюрпризами» много - если рассматривать только парадные и лестничные клетки в старом фонде, каких только там архитектурных сюрпризов и потрясающих открытий нет! И печи с павлинами, и витражи, и золоченые амуры, и плачущие маскароны, и смеющиеся маскароны, и, конечно, атланты и кариатиды и даже неведомые зверюшки!
Но в парадную без экскурсии и «проводника» пройти не каждый может, а ведь есть же неожиданные сюрпризы и на самих фасадах зданий.
Например, дом по адресу Бронницкая, 2 (Загородный, 70) - первоначально его строил архитектор Буятти Г. в 1847-1849 гг. , достраивал архитектор Андерсон Карл Карлович в 1853 г., а позднее перестраивал Васильев Владимир Николаевич в 1897 и в 1901 гг.
Сам наружный фасад дома ничем не выделяется, а фасады, выходящие во внутренний двор, и вовсе лишены каких-либо украшений. Однако на одном из этих фасадов, выкрашенном, как и другие, привычной для нашего города желтой краской, можно увидеть нишу, в которой красуется бюст античного покровителя искусств – бога Аполлона. И что удивительно – больше никакого декора и никто из краеведов не может поделиться по этому поводу хотя бы одной убедительной версией происхождения этой скульптуры.
А сейчас, в поисках новых интересных групп атлантов и кариатид, я наткнулась на еще одну такую архитектурную деталь, тоже по своему месту размещения, лишенную определенной логики.
Это атлант и кариатида, поддерживающие эркер во внутреннем дворе по 4 - я линия Васильевского острова, дом 21. Пишут, что жители Васильевского острова называют эту парочку "Ромео и Джульетта".
Наружный фасад дома 21 ( 1913-1914 - арх. Фомичев Д. Г. , флигели 1876-1877 - арх. Харламов Ф. С.) выдержан в стиле неоренессанса и выполнен в духе итальянского палаццо, однако кариатид и атлантов на парадном фасаде нет. Во двор ведет подворотня,с кессонным потолком, украшенным цветочными розетками, но других украшений на фасадах, выходящих во двор нет. Кроме атланта и кариатиды!
И происхождение и художественное предназначение этой пары такая же загадка, как и появление бюста Аполлона на аскетичной стене двора на Бронницкой.



Другие статьи в литературном дневнике: