Демонический декор Лишневского

Ермилова Нонна: литературный дневник

Очень сложная тема - так называемый знаменитый «демонический декор», который на определенный период стал своеобразной «визитной карточкой» архитектора Александра Львовича (Хацкеля Мееровича) Лишневского.
Рассказать об этом непросто - во-первых, отчего-то значительная горожан и гостей нашего города испытывает особый интерес и даже в определенном смысле расположение к архитектурным украшениям такого рода. Во-вторых,история не сохранила ответ на вопрос, откуда взялось у архитектора столь причудливое пристрастие к этим страшным созданиям.
В 26 лет Хацкель Лишневский, его жена и двое детей приняли православие. Он стал Александром, она Софией, сыновей архитектор назвал Борисом и Глебом, дочерей Верой, Надеждой, Любовью, а самую младшую Лидией. Утверждать о противостоянии Лишневского православной церкви нет оснований.
Тем не менее,то, что церковь обратила внимание на демонов Лишневского уже сто лет назад, указывает, например, С. Г. Фёдоров в статье «И образ, и функция. Творческий портрет архитектора А. Л. Лишневского» из номера № 6 журнала «Строительство и архитектура Ленинграда» за 1980 год: «В 1914 году членам строительного комитета Синода, отвечающего за строительство, ремонт и реставрацию церковного имущества, было поручено разработать правила „просвещённого влияния церкви на гражданскую архитектуру“, „чтобы не допустить повсеместного распространения языческих и антихристианских посланий на домах и сооружениях“». В качестве «распространителей таких посланий» упоминаются, в частности, архитекторы Лишневский и Алексей Бубырь. Впрочем, дальше предварительной разработки этих правил дело тогда не пошло.


Летучие мыши-нетопыри, распростершие свои перепончатые крылья, демонические маски, словно бы издающие зловещий крик, злобные уродливые гномы, драконы, вплетенные в узор лестничных ограждений – все эти жутковатые создания населяют и парадный фасад, и стены внутренних дворов, и интерьеры Дома городских учреждений, первого значительного здания Лишневского в Санкт-Петербурге.
Лепной декор для здания был выполнен в мастерских И.В. Жилкина и Н.И. Егорова.


В творчестве архитектора такой декор присутствовал не всегда – вернувшись к профессии в послереволюционные времена, Лишневский создает здания конструктивистского толка и плодотворно работает в стиле сталинского ампира. Свидетельство этому можно увидеть буквально по соседству с Домом городских учреждений. В 1936-1938 году на Вознесенском проспекте, 34 (второй адрес – набережная канала Грибоедова, 76) по проекту Лишневского была построена школа в духе сталинского неоклассицизма.
Именно об этом здании упоминает Ксения, когда они с Максимом проходят по каналу Грибоедова. Девушка рассказывает о бывшем когда-то здесь в начале 18 века и "
упраздненном" Вознесенском кладбище, возведенной на его месте церкви Вознесения Господня. Здание школы было построено на том месте, где ранее в церковном ансамбле стояла часовня с двухколонным портиком. Церковь была закрыта в 1935 году и снесена в 1936 году вместе с часовней и колокольней. Место церкви осталось фактически незастроенным – здесь сейчас располагается школьная спортивная площадка и скрытое под землей бомбоубежище, в постройке которого, очевидно, был использован фундамент храма. Во время Великой Отечественной войны школа пострадала, и ее восстановлением в 1946 году занимался Модест Шепилевский.





Другие статьи в литературном дневнике: