ТРИЗ. Несколько слов разработчикам ТРИЗ

Леонид Вулло: литературный дневник

Хотя, как известно моим читателям, я уже более десяти лет ничего нового о ТРИЗ не только не пишу, но даже не читаю, а лишь иногда выставляю в Сети написанное мной ранее, я всё же считаю не лишним сказать несколько ранее опубликованных слов разработчикам ТРИЗ.


Если таковые ещё сохранились, а не просто харчуются в силу своего почтенного возраста на ниве сертификации специалистов по ТРИЗ.


***
Разработчиков ТРИЗ всегда было мало, а их вклад в развитие ТРИЗ при жизни ГСА оценивался в 1 процент... Да и сейчас его весомость если и изменилась, то не на столько, чтобы академическая научная общественность изменила своё негативное отношение к ТРИЗ.


Отчасти, в этом повинен сам ГСА, которого во времена СССР не слишком волновали детали вхождения ТРИЗ в науку. До них ли тогда было?
А отчасти, в этом повинны нынешние разработчики ТРИЗ, умудрившиеся после смерти ГСА заблудиться в трёх соснах.
***
Генрих Альтшуллер никогда не путал известные ему инновационные технологии своей эпохи с ТРИЗ. А сейчас многие тризовцы их уже путают и... занимаются не своим делом. (Они встраивают элементы классики ТРИЗ в современные инновационные технологии.)


Генрих Альтшуллер хотя и оставил нам в готовом виде в основном лишь инструментальный ящик изобретателя типа «кустаря-одиночки без мотора», но никогда не утверждал, что этим и исчерпываются перспективы развития ТРИЗ.
А сейчас это странное утверждение вывешено аж на сайте МА ТРИЗ!


Генрих Альтшуллер никогда не утверждал, что знание ТРИЗ заменяет основательные инженерные познания и голову на плечах. А что сейчас?
И так далее...


***
По своему составу знание ТРИЗ является комплексом привлечённого Знания известных наук, предметов, технологий и дисциплин. Это обстоятельство само по себе очень затрудняет признание ТРИЗ академической научной общественностью в качестве новой науки.


Правда, и общепризнанные науки тоже используют привлечённое знание. (Например, физика использует привлечённое знание математики.)


Но ведь при этом общепризнанные науки имеют свой специфический предмет и метод исследования, свои специфические предметы рассмотрения и объекты изучения!


Генрих Альтшуллер, осознав возможность и необходимость подготовки профессиональной изобретателей (по образу и подобию подготовки иных представителей творческих профессий), попросту собрал до кучи всё известное ему Знание, нужное для такого дела и лежащее на поверхности.


Минимально обобщил собранное в формах приёмов и стандартов ТРИЗ. Дополнил его подборками информационных фондов всевозможных известных науке эффектов.
Выставил на щите давно известные положения философии и психологии. Выдвинул тезис об объективных законах развития ТС.


Ввёл формально алгоритмическую методику разбирательства с изобретательскими ситуациями, содержащую вполне разумные шаги в их вполне разумной последовательности, в которую не включил разбирательство по существу, (не нужное для облегчения усмотрения решения учебных ИЗ).


Застолбил за ТРИЗ такие разделы, как курсы РТВ, ТРТС, ЖСТЛ.
Предположил, что можно создать версии ТРИЗ, подходящие для применения во всевозможных науках, но оставил нам всего лишь «общетехническую» демоверсию ТРИЗ (без чётких указаний на её целевое назначение, границы применимости и пути развития).


И всё... Я ничего не забыл?


Иными словами, он оставил нам совсем не то, что в академических научных кругах может быть признано на правах новой науки или новой теории признанной науки. Именно в этом и заключается основная причина многолетних мытарств ТРИЗ в приёмной РАН!
***
Генрих Альтшуллер предполагал, что лет через триста развитие ТРИЗ приведёт к переходу от донаучной фазы в развитии предполагаемой новой науки к её вполне научной фазе.


Допустим... Но ведь и сейчас в почтенных стенах практикуется подготовка специалистов путём преподавания им целого букета различных наук, технологий, предметов и дисциплин!



Что же мешает уже сейчас достойно (не факультативно) преподавать курс ТРИЗ в составе иного учебного курса, а не просто бегло упоминать о ТРИЗ, как о неком феномене в истории развития техники?


Что же мешает уже сейчас защищать через ВАК диссертации по ТРИЗ, получая при этом диплом кандидата или доктора наук в области, например, научной методологии технического творчества?


(По сути это и означало бы становление ТРИЗ на рельсы нормального научного развития, принятие ТРИЗ на российский государственный кошт.)
Мешает, прежде всего, отсутствие вменяемой концепции использования ТРИЗ в системе образования государства российского!


Давно пора прямо сказать правду о том, что комплекс знания ТРИЗ предназначен для доведения учащихся, студентов и молодых специалистов до неких минимальных творческих кондиций и обеспечения более комфортных условий для изобретательского творчества опытных изобретателей в области техники.


Давно пора назвать истинное ядро комплекса знания ТРИЗ своим настоящим и хорошо известным в академической науке именем – многоотраслевая метанаука.


Давно пора предложить полноценные специализированные версии ТРИЗ для преподавания в школьных, вузовских, университетских и прочих почтенных стенах (или хотя бы честно признать очевидный факт возможности и необходимости их разработки).
***
А что же сейчас делают вменяемые разработчики ТРИЗ с точки зрения всего здесь вышеизложенного? Являются ли хотя бы некоторые из них продолжателями дела основоположника ТРИЗ? Чем же они сейчас так сильно заняты, что здесь им даже зарегистрироваться некогда?


Может быть, они сейчас сильно озабочены признанием ТРИЗ в качестве новой науки? Не похоже... По крайней мере, МА ТРИЗ явно этим не озабочена.
А быть может, выставляя на Методолге прогнозы развития тех или иных ТС, они не просто базарят, а именно развитием научной базы ТРИЗ занимаются? (То есть своим прямым делом.)


Как бы не так! Это же прямая обязанность профессиональных футурологов и профессиональных разработчиков этих ТС, а вовсе не их. Кто они в реале по своей профессии?


Да всего лишь пользователи (своих и чужих) современных инновационных технологий с встроенными в них элементами ТРИЗ, зарабатывающие на хлеб насущный работой под инновационные заказы тех или иных фирм. (Ну и, иногда подрабатывающие преподаванием этих инновационных технологий.)


Распространению ТРИЗ в мире это действительно содействует, а вот развитию ТРИЗ – нет! (Даже в части постановки на российский государственный кошт и ускорению преподавания ТРИЗ в казённых стенах.)


Проблема с ТРИЗ в том и заключается, что, не имея собственной ниши в системе научного знания (в качестве ниши знания признанной науки), знание ТРИЗ развивается в «диаспоре» чужих ниш!


Развивая ТРИЗ, мы невольно пополняем чужие ниши, а пополняя свои ниши, разработчики многих наук, технологий, предметов и дисциплин невольно развивают информационные фонды ТРИЗ. Вот какая диалектика вырисовывается...
***
Времена меняются... При жизни Генриха Альтшуллера для обеспечения нормального развития ТРИЗ было важнее всего не допустить, чтобы этим живым делом начали руководить всевозможные чиновники, способные лишь загубить его.


Государственный кошт для ТРИЗ был нужен и тогда, но не такой ценой... Поэтому основоположник ТРИЗ за ним особенно и не гнался. Тем более, что в те далёкие времена в энтузиастах ТРИЗ недостатка не было.


Специализированные версии ТРИЗ с привязкой к отраслям техники и всевозможным наукам в те времена просто некому было ни разрабатывать, ни преподавать.
Сам Генрих Альтшуллер сделать это не мог. А отдавать это дело в руки большого количества компетентных специалистов не хотел. Иди проверь, что там они наработают...


Да и обучать этим специализированным версиям ТРИЗ тоже было проблематично. Ведь тогда учили тех, кого давали. А давали тогда по принципу «с бору по сосенке». (То есть, весьма разношёрстный контингент.)


В наши дни разработка специализированных версий ТРИЗ становится совершенно необходимой. И дело тут не только в том, что они по определению должны быть конкретнее и эффективнее «общетехнической» демоверсии ТРИЗ.


Это необходимо сделать для постановки ТРИЗ на рельсы нормального научного развития и государственный кошт!


Дело в том, что специализированных ученых советов по специальности «ТРИЗ» нам при жизни не дождаться. А специализированные учёные советы по всем отраслям техники, всем признанным наукам, педагогике и философии уже есть...


Технари могут защищать свои диссертации по отраслям ТРИЗ через уже существующие учёные советы, оставаясь при этом в рамках своей базовой специальности. (И не - технари тоже.)


Правда, при этом защитившие свои диссертации тризовцы получат дипломы кандидатов и докторов самых разных наук, а вовсе не дипломы кандидатов и докторов наук по ТРИЗ.


И что с того? Зато это будут не сертификационные ксивы МА ТРИЗ, а вполне нормальные дипломы!


Государственная система подготовки, переподготовки и аттестации научных работников создаст надёжный заслон от проникновения всевозможного жулья в сообщество ТРИЗ.


Разработка ТРИЗ будет поставлена на рельсы нормального научного развития.
Большего и желать грешно...
***
Попытки экспансии ТРИЗ за пределы техники, предпринимаемые некоторыми тризовцами, были встречены Генрихом Альтшуллером с добродушным юмором.


Желание создать некие эквиваленты ТРИЗ для применения в различных науках у него и самого было. А вот возможности для серьёзной работы над ними у него не было...


Он понимал, что противоречия и за пределами техники постоянно возникают и разрешаются изобретательским развитием. Понимал он и то, что в науках и искусствах существует своя специфика, которую предстоит отразить в специфических версиях ТРИЗ.


Но разбираться с этой спецификой у него не было не только возможности, но и желания. (Допустим, что выстроит он эти версии ТРИЗ за пределами техники. А кто и кому будет их потом преподавать? И так далее...)


Да и стоило ли ему заниматься таким делом до того, как созданы специализированные версии ТРИЗ для различных отраслей техники? Едва ли...


В большой науке совершенно иные идеалы, чем в технике. К тому же, в большой науке принята штучная подготовка кадров через систему научных школ при её лидерах. Они и решают во всём мире задачу доведения ещё не опытной научной молодёжи до неких творческих кондиций.


Решают успешно... На кой им специализированная научная версия ТРИЗ? Ведь нечто вроде неё у них уже давно есть!


Ко многим большим наукам уже давно приставлены соответствующие им метанауки, занимающиеся проблематикой обеспечения их разумного развития.
Систематизированные обновляемые и пополняемые информационные фонды есть в любой серьёзной научной школе.


Есть ли вообще при таких обстоятельствах в большой науке ниша для специализированных версий ТРИЗ? Поживём-увидим... А вот в малой прикладной науке место для ТРИЗ вроде бы есть!
***
Некое приложение ТРИЗ к Искусству уже давно разрабатывается тризовцем Юлием Мурашковским. Получается интересно, но возникают вопросы.


Уж не работает ли он в области развития эстетики? Да и кому это нужно? Создателям новых произведений искусства, их критикам или потребителям их продукции?


А как быть с отображением отраслевой (жанровой) специфики различных отраслей Искусства? Ведь у великого философа Гегеля в его «Эстетике» всё было по полочкам жанров разложено...


А как быть со специфическими идеалами искусства, не имеющими ничего общего с идеалами развития техники?


Как это ввести хотя бы в существующую систему образования? В курс эстетики что ли запихать?


И так далее...
***
О попытках экспансии ТРИЗ в бизнес и педагогику развивающего обучения малолетних детей я уже писал. Классику ТРИЗ эти забавные попытки вовсе не развивают, а скорее компрометируют.


Бизнесменов прекрасно учат в приличных университетах всему необходимому для их бизнеса. Тренинг соображалки им тоже не повредит, но я бы не советовал использовать вывеску ТРИЗ при проведении таких тренингов...


ТРИЗ никогда не был специфическим средством раннего развития детей. А просто привить им любовь к техническому творчеству можно совсем иными средствами.
Но последнее слово в таких делах всё же следует оставить за профессиональными педагогами, знакомыми с тонкостями возрастной психологии и возрастной педагогики дошкольник. Им и карты в руки...


А вот перед профессиональными педагогами всех ступеней системы народного образования открывается очень широкое поле деятельности по развитию ТРИЗ!
Ведь преподаванием ТРИЗ до сих пор занимались, чаще всего, не профессиональные педагоги, а простые технари, смело взявшие на себя функции методистов и инструкторов технического творчества...


Профессиональным педагогам не составит большого труда разработать такие учебные программы, в которых элементы ТРИЗ будут включены с учётом выпускной специальности учащихся.


Иными словами, учащихся будут обучать не общетехнической демоверсии ТРИЗ для школьников, а именно той или иной специализированной версии ТРИЗ. То есть, конкретике технического творчества в их выпускной профессии.
***
Поскольку пока мы имеем лишь оставленную нам Генрихом Альтшуллером «общетехническую» демоверсию ТРИЗ, то возникает естественный вопрос о возможности её радикальной модернизации.
Полагаю, что это возможно.


Например, халявный ИКР классики ТРИЗ можно дополнить пакетом иных Идеалов. (В том числе и Идеалами гармонии.)


Можно ввести в АРИЗ дополнительные шаги, связанные с всесторонним компетентным рассмотрением по существу. (В том числе и шаги по поиску в Сети недостающей информации, и шаги по проведению необходимых НИР и ОКР.)


Можно ввести в состав ТРИЗ передовой опыт, наработанный ТРИЗ-фирмами С.Литвина и Б.Злотина, выдающимися изобретателями и рационализаторами; перспективную технологию ПРМ Рейно Пендикайнена. Да и АРИП почтенного тризовца Г.Иванова тоже...


Если же говорить о предельно радикальной модернизации классики ТРИЗ в более отдалённом будущем, то стоит внимательнее присмотреться к так называемым эзотерическим технологиям...





Другие статьи в литературном дневнике: