ТРИЗ. Несколько слов разработчикам ТРИЗХотя, как известно моим читателям, я уже более десяти лет ничего нового о ТРИЗ не только не пишу, но даже не читаю, а лишь иногда выставляю в Сети написанное мной ранее, я всё же считаю не лишним сказать несколько ранее опубликованных слов разработчикам ТРИЗ. Если таковые ещё сохранились, а не просто харчуются в силу своего почтенного возраста на ниве сертификации специалистов по ТРИЗ. *** Отчасти, в этом повинен сам ГСА, которого во времена СССР не слишком волновали детали вхождения ТРИЗ в науку. До них ли тогда было? Генрих Альтшуллер хотя и оставил нам в готовом виде в основном лишь инструментальный ящик изобретателя типа «кустаря-одиночки без мотора», но никогда не утверждал, что этим и исчерпываются перспективы развития ТРИЗ. Генрих Альтшуллер никогда не утверждал, что знание ТРИЗ заменяет основательные инженерные познания и голову на плечах. А что сейчас? *** Правда, и общепризнанные науки тоже используют привлечённое знание. (Например, физика использует привлечённое знание математики.) Но ведь при этом общепризнанные науки имеют свой специфический предмет и метод исследования, свои специфические предметы рассмотрения и объекты изучения! Генрих Альтшуллер, осознав возможность и необходимость подготовки профессиональной изобретателей (по образу и подобию подготовки иных представителей творческих профессий), попросту собрал до кучи всё известное ему Знание, нужное для такого дела и лежащее на поверхности. Минимально обобщил собранное в формах приёмов и стандартов ТРИЗ. Дополнил его подборками информационных фондов всевозможных известных науке эффектов. Ввёл формально алгоритмическую методику разбирательства с изобретательскими ситуациями, содержащую вполне разумные шаги в их вполне разумной последовательности, в которую не включил разбирательство по существу, (не нужное для облегчения усмотрения решения учебных ИЗ). Застолбил за ТРИЗ такие разделы, как курсы РТВ, ТРТС, ЖСТЛ. И всё... Я ничего не забыл? Иными словами, он оставил нам совсем не то, что в академических научных кругах может быть признано на правах новой науки или новой теории признанной науки. Именно в этом и заключается основная причина многолетних мытарств ТРИЗ в приёмной РАН! Допустим... Но ведь и сейчас в почтенных стенах практикуется подготовка специалистов путём преподавания им целого букета различных наук, технологий, предметов и дисциплин!
Что же мешает уже сейчас защищать через ВАК диссертации по ТРИЗ, получая при этом диплом кандидата или доктора наук в области, например, научной методологии технического творчества? (По сути это и означало бы становление ТРИЗ на рельсы нормального научного развития, принятие ТРИЗ на российский государственный кошт.) Давно пора прямо сказать правду о том, что комплекс знания ТРИЗ предназначен для доведения учащихся, студентов и молодых специалистов до неких минимальных творческих кондиций и обеспечения более комфортных условий для изобретательского творчества опытных изобретателей в области техники. Давно пора назвать истинное ядро комплекса знания ТРИЗ своим настоящим и хорошо известным в академической науке именем – многоотраслевая метанаука. Давно пора предложить полноценные специализированные версии ТРИЗ для преподавания в школьных, вузовских, университетских и прочих почтенных стенах (или хотя бы честно признать очевидный факт возможности и необходимости их разработки). Может быть, они сейчас сильно озабочены признанием ТРИЗ в качестве новой науки? Не похоже... По крайней мере, МА ТРИЗ явно этим не озабочена. Как бы не так! Это же прямая обязанность профессиональных футурологов и профессиональных разработчиков этих ТС, а вовсе не их. Кто они в реале по своей профессии? Да всего лишь пользователи (своих и чужих) современных инновационных технологий с встроенными в них элементами ТРИЗ, зарабатывающие на хлеб насущный работой под инновационные заказы тех или иных фирм. (Ну и, иногда подрабатывающие преподаванием этих инновационных технологий.) Распространению ТРИЗ в мире это действительно содействует, а вот развитию ТРИЗ – нет! (Даже в части постановки на российский государственный кошт и ускорению преподавания ТРИЗ в казённых стенах.) Проблема с ТРИЗ в том и заключается, что, не имея собственной ниши в системе научного знания (в качестве ниши знания признанной науки), знание ТРИЗ развивается в «диаспоре» чужих ниш! Развивая ТРИЗ, мы невольно пополняем чужие ниши, а пополняя свои ниши, разработчики многих наук, технологий, предметов и дисциплин невольно развивают информационные фонды ТРИЗ. Вот какая диалектика вырисовывается... Государственный кошт для ТРИЗ был нужен и тогда, но не такой ценой... Поэтому основоположник ТРИЗ за ним особенно и не гнался. Тем более, что в те далёкие времена в энтузиастах ТРИЗ недостатка не было. Специализированные версии ТРИЗ с привязкой к отраслям техники и всевозможным наукам в те времена просто некому было ни разрабатывать, ни преподавать. Да и обучать этим специализированным версиям ТРИЗ тоже было проблематично. Ведь тогда учили тех, кого давали. А давали тогда по принципу «с бору по сосенке». (То есть, весьма разношёрстный контингент.) В наши дни разработка специализированных версий ТРИЗ становится совершенно необходимой. И дело тут не только в том, что они по определению должны быть конкретнее и эффективнее «общетехнической» демоверсии ТРИЗ. Это необходимо сделать для постановки ТРИЗ на рельсы нормального научного развития и государственный кошт! Дело в том, что специализированных ученых советов по специальности «ТРИЗ» нам при жизни не дождаться. А специализированные учёные советы по всем отраслям техники, всем признанным наукам, педагогике и философии уже есть... Технари могут защищать свои диссертации по отраслям ТРИЗ через уже существующие учёные советы, оставаясь при этом в рамках своей базовой специальности. (И не - технари тоже.) Правда, при этом защитившие свои диссертации тризовцы получат дипломы кандидатов и докторов самых разных наук, а вовсе не дипломы кандидатов и докторов наук по ТРИЗ. И что с того? Зато это будут не сертификационные ксивы МА ТРИЗ, а вполне нормальные дипломы! Государственная система подготовки, переподготовки и аттестации научных работников создаст надёжный заслон от проникновения всевозможного жулья в сообщество ТРИЗ. Разработка ТРИЗ будет поставлена на рельсы нормального научного развития. Желание создать некие эквиваленты ТРИЗ для применения в различных науках у него и самого было. А вот возможности для серьёзной работы над ними у него не было... Он понимал, что противоречия и за пределами техники постоянно возникают и разрешаются изобретательским развитием. Понимал он и то, что в науках и искусствах существует своя специфика, которую предстоит отразить в специфических версиях ТРИЗ. Но разбираться с этой спецификой у него не было не только возможности, но и желания. (Допустим, что выстроит он эти версии ТРИЗ за пределами техники. А кто и кому будет их потом преподавать? И так далее...) Да и стоило ли ему заниматься таким делом до того, как созданы специализированные версии ТРИЗ для различных отраслей техники? Едва ли... В большой науке совершенно иные идеалы, чем в технике. К тому же, в большой науке принята штучная подготовка кадров через систему научных школ при её лидерах. Они и решают во всём мире задачу доведения ещё не опытной научной молодёжи до неких творческих кондиций. Решают успешно... На кой им специализированная научная версия ТРИЗ? Ведь нечто вроде неё у них уже давно есть! Ко многим большим наукам уже давно приставлены соответствующие им метанауки, занимающиеся проблематикой обеспечения их разумного развития. Есть ли вообще при таких обстоятельствах в большой науке ниша для специализированных версий ТРИЗ? Поживём-увидим... А вот в малой прикладной науке место для ТРИЗ вроде бы есть! Уж не работает ли он в области развития эстетики? Да и кому это нужно? Создателям новых произведений искусства, их критикам или потребителям их продукции? А как быть с отображением отраслевой (жанровой) специфики различных отраслей Искусства? Ведь у великого философа Гегеля в его «Эстетике» всё было по полочкам жанров разложено... А как быть со специфическими идеалами искусства, не имеющими ничего общего с идеалами развития техники? Как это ввести хотя бы в существующую систему образования? В курс эстетики что ли запихать? И так далее... Бизнесменов прекрасно учат в приличных университетах всему необходимому для их бизнеса. Тренинг соображалки им тоже не повредит, но я бы не советовал использовать вывеску ТРИЗ при проведении таких тренингов... ТРИЗ никогда не был специфическим средством раннего развития детей. А просто привить им любовь к техническому творчеству можно совсем иными средствами. А вот перед профессиональными педагогами всех ступеней системы народного образования открывается очень широкое поле деятельности по развитию ТРИЗ! Профессиональным педагогам не составит большого труда разработать такие учебные программы, в которых элементы ТРИЗ будут включены с учётом выпускной специальности учащихся. Иными словами, учащихся будут обучать не общетехнической демоверсии ТРИЗ для школьников, а именно той или иной специализированной версии ТРИЗ. То есть, конкретике технического творчества в их выпускной профессии. Например, халявный ИКР классики ТРИЗ можно дополнить пакетом иных Идеалов. (В том числе и Идеалами гармонии.) Можно ввести в АРИЗ дополнительные шаги, связанные с всесторонним компетентным рассмотрением по существу. (В том числе и шаги по поиску в Сети недостающей информации, и шаги по проведению необходимых НИР и ОКР.) Можно ввести в состав ТРИЗ передовой опыт, наработанный ТРИЗ-фирмами С.Литвина и Б.Злотина, выдающимися изобретателями и рационализаторами; перспективную технологию ПРМ Рейно Пендикайнена. Да и АРИП почтенного тризовца Г.Иванова тоже... Если же говорить о предельно радикальной модернизации классики ТРИЗ в более отдалённом будущем, то стоит внимательнее присмотреться к так называемым эзотерическим технологиям...
© Copyright: Леонид Вулло, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|