Человек и Корыто.

Владимир Рысинов: литературный дневник

,, А целью является развитие человека и общества, причем не только и не сколько только материальное развитие...
Создание таких общественных отношений, когда человек будет освобожден от необходимости бороться за существование и сопутствующей этому войны людей друг с другом...
таким вот образом:


цель – человек, вещи – средство. Тут у нас совпадение. Но потом делается странный вывод: раз вещи это всего лишь средство, а не цель, то они и не важны, то они и не нужны.
Странный вывод делает сам камрад 12у, т.к. невозможно освободить человека от необходимости бороться за свое существование не удовлетворив его базовых материальных потребностей, за получением которых человек вынужден вести борьбу с природой и другими людьми.


Ну не понял он меня да и плевать, не в этом дело. А дело в том, что 12у совершенно верно ставит вопрос о "Что есть человек" как краеугольный в понимании темы коммунизма. Ставит такой вопрос и дает собственное понимание ответа на него. Этим именно заметка камрада 12у и интересна, т.к. идеология прежде всего должна отвечать на именно такой вопрос: "Что есть человек. Какой Смысл в жизни человека и, соответственно, в жизни общества".


И, далее, я буду разбирать антропологию автора обсуждаемой мною заметки.




Физиологические и материальные потребности находятся на более низких этажах, чем социальные и духовные (творческие). Это означает, что для больших масс людей, для среднестатистического человека общим правилом является приоритет материального над духовным, т.к. еще раз: человек - строго материальное существо с биологическими потребностями и ему по барабану высокие материи, когда и пока ему нечего есть, негде жить, нечего надеть и т.д. Все примеры обратного - это погрешности, флуктуации, нетипичное поведение.
В этом высказывании - очевидное логическое противоречие. Если человек - "это строго материальное существо", то с чего ради его духовные и творческие способности находятся на высших этажах? Что есть духовность в таком толковании? Наелся, напился, на..эээ..., тут пропустим, и начал думать о духовном? А что в данном случае будет "духовное" для строго материального существа? Мир его фантазий, мир красивых мыслей человека, лишенного чувства голода? Если по версии камрада 12у и Маслоу, человек целен как кусок телятины, то в чем заключена природа духовности?


вначале питание, медицина, жилье и быт, а уже потом полеты в космос, походы в театр и мировая гегемония. Тот, кто этого не понимает, не понимает, что социальные законы не могут противоречить биологическим - это диамат.
21 век удовлетворил базовые материальные потребности человека более менее полно. По логике камрада 12у, люди должны бы ломануться в космос и театры, или хотя бы начать туда ломиться. Что наблюдаем в Реальности?


История знает примеры сообществ людей, в которых духовное ставилось выше материального. Монастыри, монашеские ордена, религиозные типы общества. Где аскетизм и добровольная нищета возводились в культ и самоцель. Много они дали человечеству?
Монастыри и ордена дали человечеству всё. В средние века, именно монастыри были очагами книгопечатания, образования и науки. А также были и есть эталонами религиозной, т.е. высоконравственной духовной жизни. Католические монашеские ордена вообще стали ядром западной элиты и акторами глобальных проектов по переустройству миропорядка.


коммунизм, на самом деле, не игнорирует материальную сторону жизни, не заставляет всех ютиться в "шалашах" и питаться быстрыми углеводами, т.к. материальное это тлен, ты главное посмотри какое небо над тобой. А, наоборот, для массового, среднестатистического человека влечет более высокий уровень материального изобилия. Такого изобилия, что уже не нужно думать об элементарных вещах и бытовой устроенности, а можно заниматься более высокими этажами пирамиды: «смотреть в небо», творить, созидать, заниматься экспансией. Что холодильник будет настолько полон, что уже можно и не думать о нем, а заняться более стоящими делами, чем его набивание.
Западное потребительское общество не просто наполнило холодильники тамошних мещан, оно им холодильники забило. Дверцы невозможно закрыть. И что? Они начали "смотреть в небо" массово? Где духовность нажравшегося мещанина, я взглянуть на неё хочу.


у Королева был личный дом в Останкино, машина с шофером, спецпитание и спецмедицина, высокий доход, нисколько не умаляет его научных и инженерных заслуг.
Я знаю, что для Королева лично и для многих красных директоров в частности, самым большим наказанием было невозможность заниматься делом, которое являлось смыслом их жизни. То, как они работали и чего достигли ясно указывает, что мотивация у них была совершенно далека от представлений о уровне материального изобилия.




Никогда не забуду историю одного советского инженера, участника строительства Днепрогэс. Грандиозный проект, базовый для зарождающейся советской индустрии. Инженер на работе жил, пахал солидарно с коллегами вне времени и пространства. Дома жена и двое детей. Жена заболела, увезли в больницу. Когда инженера отпустили домой через неделю, младший ребенок лежал в комнате, в постели, мертвый от голода, второй бродил по коридорам барака в соответствующем психологическом состоянии.


Это страшная трагедия человека, пренебрегшего личным интересом ради служения Родине и идеалу Будущего. Из такого человеческого материала строятся империи. Такого качества люди ломали Вермахт, а Вермах был далеко не ВСУки сегодняшние, это была на порядки круче машина.


А нынешних манагеров, истово удовлетворяющих нон стоп свои первичные материальные потребности, прущий на нас западный зверь раздавит как мух.




В итоге, логический капкан рассуждений 12у захлопнулся:


коммунизм и корыто нисколько не противоречат друг другу. Главное – прочертить ту черту, за которой корыто превращается из средства в цель. Вот такого быть не должно. Потребности хоть и безграничны, но безграничны они в голове, а в реальности любой человек это конечное материальное существо, материальные потребности которого имеют конкретные параметры физического насыщения. После преодоления которых наступает убывающая полезность, бесполезное благо, пустая растрата общественного продукта (см. теорию предельной полезности). И если человек не может в своей голове прочертить такую черту самостоятельно, значит за него ее прочертить должен кто-то другой. Управленцы.
Все верно. Мещанин никогда не нажрется (не прочертит черту в своей голове), ибо он раб плоти. И чтобы мещанина не разорвало от обжорства, нужна внешняя сила, способная его заставить остановиться жрать (потреблять). И кто такие будут эти управленцы? Откуда прийдут? Это будут люди "удовлетворившие свои материальные потребности" настолько, что возжелают духовной жизни? Допустим. А им кто тогда "прочертит черту в голове"? Или это будут какие то выдающиеся уже личности, некие сверхлюди?


Так зарождается фашизм в обществе мещан.


Вопрос о природе человека, как я уже выше сказал, ключевой для понимания темы коммунизма. Если камрад 12у прав в том, что человек существо материальной, то коммунизм - это утопия. Ибо коммунизм есть ставка на раскрытие духовного начала в человеке. Если в человеке нет духовной природы, то Постмодерн и расчлеловечивание есть единственный логичный путь эволюции общечеловеческой цивилизации. Следовательно, бороться с Постмодерном и его метрополией, западной цивилизацией, просто глупо. Нужно встроится в этот тренд и не рыпаться, а идеологию коммунизма отдать на пережевывание пафосным old russians.


Если природа человека двойственна и духовность есть, то тема отношения материального и духовного начала в человеке есть фундаментальный вопрос в понимании перспектив коммунистической идеи.


-------------------


СССР был и СССР 2.0 будет принципиально аскетическим обществом. Если под аскетикой понимать ограничение материальных потребностей для жизни до размера разумного. Коммунистический человек должен жить идеей служения а не потребительства, поэтому советское общество вкладывалось в человека , его образование и воспитание, в науку, как средства преображения мира, а не в бессмысленное производство жопогреек. Разжигание потребительских вожделений это вообще путь в никуда, при капитализме в том числе. Личное авто, личная яхта, личный самолет, космическая ракета.....Сброс невозобновляемых ресурсов в унитаз.
OldRussian • Слово к занародникам: о методе сравнения советского с буржуазным (aftershock.news)



Комментарий автора:
Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ – религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Религиозное беспокойство свойственно и неверующим. Русские атеизм, нигилизм, материализм приобретали религиозную окраску. Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни. Русским чужд рафинированный скептицизм французов, они – верующие и тогда, когда исповедуют материалистический коммунизм. Даже у тех русских, которые не только не имеют православной веры, но даже воздвигают гонение на Православную церковь остается в глубине души слой, формированный православием. Русская идея – эсхатологическая, обращенная к концу. Отсюда русский максимализм. Но в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению. Русские люди любовь ставят выше справедливости. Русская религиозность носит соборный характер. Христиане Запада не знают такой коммюнотарности, которая свойственна русским. Все это – черты, находящие свое выражение не только в религиозных течениях, но и в течениях социальных. Известно, что главный праздник русского православия есть праздник Пасхи. Христианство понимается прежде всего, как религия Воскресения. Если брать православие не в его официальной, казенной, извращенной форме, то в нем больше свободы, больше чувства братства людей, больше доброты, больше истинного смирения, меньше властолюбия, чем в христианстве западном. За внешним иерархическим строем русские в последней глубине всегда были антииерархичны, почти анархичны. У русского народа нет той любви к историческому величию, которым так пленены народы Запада. Народ, обладающий величайшим в мире государством, не любит государства и власти и устремлен к иному.
Н.Бердяев. Русская идея,,


https://aftershock.news/?q=node/1293604
По материалам дискуссии на Афтершок



Другие статьи в литературном дневнике: