Что такое роман, а что - графомания

Лора Маркова: литературный дневник

Часто основополагающие для любого европейца тексты на русском языке выходят годы спустя. Так случилось с книгой "О фотографии" Сьюзен Сонтаг. Та же участь постигла и эссе "Искусство романа" Милана Кундеры, которое было написано в 1980 году. В нём проговорена сама суть романа.


Кундера объясняет, во-первых, что такое настоящий роман (и чем он отличается от не романа), а во-вторых, как романы следует читать.


Что такое роман? Это не просто история про кого-то, кто что-то сделал и что из этого вышло. Это ни много ни мало постижение бытия, понимания того, что раньше понято не было. Так, Сервантес задался вопросом, что есть приключение, Флобер исследовал повседневность, Толстой - вторжение иррационального в поведение человека. Пруста интересовало неуловимое мгновение прошлого, Джойса - настоящего. Томас Манн изучал роль мифов, которые управляют человеческими поступками. Вот зачем были написаны их романы, а вовсе не для того, чтобы рассказать историю про чудака Дон Кихота или легкомысленную госпожу Бовари.


И второе - трактовка романа. Анна Каренина бросилась под поезд не потому, что её среда заела /муж достал/ любовник разлюбил, а совершенно по другим, иррациональным причинам. А трактовать романы так, как учили в школе (и ещё учат иногда), отыскивая правого и виноватого, - убить саму саму романную суть. (с)



Другие статьи в литературном дневнике: