Русское полеПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЙЦЫ НА РУСИ или возвращаемся к "родине слонов"... "Без бойца - нет венца" К вопросу некоторых невеж, - "у русских разве была своя школа единоборств, как на востоке или на западе?" Отвечаем, что обязательно была. Об этом свидетельствует традиция проводить кулачные бои вплоть до начала тридцатых годов двадцатого века. Это не пьяный мордобой и поножовщина в подворотне, как нам пытаются представить... Самый главный факт существования именно школы рукопашного боя в России определяет вид "кулачного боя" - "Сам-на-сам" применялся у нас и как судебное доказательство, - как "поединок" с незапамятных времен; - он служил, для окончательнаго подтверждения правоты ответчика в судебном деле. В уголовном кодексе пятнадцатого века в "судебнике" "Русская Правда" такое единоборство называлось "русское поле", и обвиняемый призывал обвинителя к "полю". Это прообраз дуэли. Условия состязания определялись и выбирался их способ и оружие. Документальные памятники тех времён перечисляют эти и оружия и орудия, которыми пользовались тяжущиеся в таком "Суде Божием". Так в древнейшем, после Ярослава, судебнике Иоана III от 1497 г. говориться, чтобы при поединках посторонние (т.е. зрители) не присутствовали. "А к "полю" приедет окольничей и диак, и вспросити исцев, ищеи и ответчиков кто за ними стряпчей и поручникы, и тем велети и стояти, "а доспеху и дубин и ослопов" стряпчим и поручником у себя не держати" ,тогда двое выходили драться в поле рано утром... По поводу этой статьи Карамзин замечает: "... из сего не справедливо заключали, что бойцы сражались у нас ослопами и дубинами.4 В договоре князя Мстислава Давидовича Смоленскаго с Готландией и немцами в ст. 11 упоминаются оружия на "поле" мещи и сулицы". Карамзин о судебных поединках говорит следующее: -"Обвиняемый требовал присяги и "Суда Божия": требуя "поля" и единоборства, - говорил он. Каждый мог вместо себя выставить бойца... Избирали любое оружие, кроме огнестрельнаго и лука. Сражались обыкновенно в латах и в шлемах, копьями, секирами, мечами, на конях или пешие; иногда употреблялись и кинжалы. (Ист. т. VI, стр. 226) Но и кулачное состязание было в ходу. Известно, что в Москве, для поединков, в самом центре города, на Троицкой площади, у ворот Ильинских было отведено особое место, которое и называлось поле (там же, т. VIII, стр. 26). Собственно название "поединок" и не употреблялось ни в устной речи, ни в законе, а имелся термин "поле" или "прошу поля". Существование у нас этого рода доказательств правоты восходит ко временам глубокой древности. И если следов его не находится в "Русской Правде", то в упомянутом выше договоре Смоленскаго князя Мстислава Давыдовича с Готландией и немецкими городами, под 1228 годом говорится (ст.11): "Русину же не лзе позвати немчица на "поле" или немечкый гость бится в Руси межи собою - меци или сулицами Князю не надобе и никакому русину, а правити сами по своему суду." Поле или поединки фактически прекращаются со смертию Ивана IV Грознаго. В царствование Феодора Ивановича (1584 - 1598 г.) известий о них уже не встречается (Карамзин, т. IX, примеч. 803). Как видно, поле имело значительное применение в тяжебных дела, вплоть до конца XVI в. В Судебнике Государя Иоанна III, от 1497 г. и Царском Судебнике Ивана Васильевича IV или Грознаго такой поединок занимает не последнее место, и ему посвящено более 10 статей. "Если истец представит несколько свидетелей, причем одни будут говорить в его пользу, а другие против него, то первые имеют право требовать "поединка" с последним". (Беляев, Ист. Рус. Законод., 1879 г., стр. 520). Судебный поединок должен был совершаться при окольничем и дьяке, которые, прибыв на "поле", спрашивали: кто у них стряпчие и поручники, и эти лица должны были присутствовать при поединке, но никакого оружия при себе не иметь. Посторонние не допускались. Поединок мог происходить и между истцом и ответчиком, и между их свидетелями. Малолетним, старикам, женщинам, попам, чернецам и черницам лично биться запрещалось, но безпрепятственно дозволялось нанимать за себя бойцов. Таким образом бились иногда не только один-на-один и при том посторонние - наемные бойцы, но и целые группы свидетелей противных сторон. В "Судебнике" 1497 г. читаем: "А битися на поле бойцу с бойцом или не бойцу с небойцом, а бойцу с небойцом не битися". Отсюда очевидно, что еще в глубокой древности были специальные кулачные и другие бойцы, заявившие себя на боях и которых можно было нанимать за себя. Для нас здесь важно знать только о факте существования неких бойцов, которые выходили на поле на поединок драться либо с таким же бойцом профессионалом, либо с противной стороной, не способной нанять профи. Сейчас довольствуются адвокатом. Тогда была иная практика - профессиональный боец, которого воспитывали в семье, где так зарабатывали на жизнь, обеспечивая всем необходимым своих сородичей. В те времена быть судебным бойцом было почётно, как это теперь быть скажем Генрихом Падвой, к услугам которого прибегают богатые люди. Сыновья таких бойцов смотрели на своих отцов и повторяли движения, приёмы защиты и нападения с оружием и без такового. Чтобы быть лучшими в поле они отрабатывали приёмы, уловки, "обманки", особые удары или стандартные для кулачного боя. Эти бойцы в трудную для Отчизны годину обучали ратному мастерству народное ополчение. До определённого момента такая практика была достаточной чтобы защитить Родину от врага. Но с возникновением в Европе профессиональной армии со стратегией и тактикой исходя из современных видов оружия, этот опыт перестал давать тот результат, который когда-то был эффективен. Поэтому в петровские времена начали возникать военизированные школы... Но вернёмся к судным боям, к "русскому полю"... Так как один из видов оружия в поединке был кинжал, значит была определённая школа владения коротким клинком. Не все документы, доказывающие это сохранились по той простой причине, что за время прошедшее с тех пор было большое количество войн, сопровождаемое убийствами и грабежами, пожарами где если документальные свидетельства не были украдены,то сгорали. Были случаи намеренного уничтожения книг и учебников по русскому стилю единоборств... Возрождение давней традиции русских людей драться на кулаках или на любых видах оружия, думаю, будет интересным обычаем для местного населения России и иностранцев. Школа русского ножевого боя возрождает часть вышеизложенного в области изучения владения короткими клинками - ножами, как самым распространённым ныне орудием, способным на многое... © Copyright: Сергей Вшивцев, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|