Макошь

Сергей Вшивцев: литературный дневник

День Богини Макоши


Совсем скоро День Богини Макоши, Небесной Богородицы, Богини Судьбы. Всех славян поздравляю с этим Праздником. Пускай Макошь с дочерьми Долей и Недолей сплетут счастливые и справедливые Жизненные Нити для всех людей Расы Великой! А Макоше нашей Небесной Матушке - СЛАВА!


Макошь - Небесная Богородица, Богиня счастливого жребия. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы людей и Богов, плетя Нити Судьбы. Богиня-Покровительница ткачества и рукоделия, а также Чертога Лебедя во Сварожьем Круге. Славяно-Арийское название созвездия Большой Медведицы - Макошь т.е. Мать ковша.


Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) вкладывают Душу в свой нелёгкий труд, вырастал хороший урожай. Следует понимать, что Великая Небесная Богиня Макошь -это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, а, Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай.


К тем Родам из великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелёгкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую Дочь - белокурую Богиню Долю.


К тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях (неважно из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что «от Макоши Доля пришла урожай мерить» или «Макошь Недолю послала урожай мерить».


День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.


Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так.называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог.


Монах Альберих из Трех Источников в своей "Хронике" XI века (по сообщению А.Френцеля, 1712 г) писал: "II. 1003 г. Император Генрих… подчинил себе винделиков, народ, граничащий с свевами. Эти винделики почитали Фортуну; имея ее идол в знаменитейшем месте. Вкладывали ему в руку рог, полный напитка, приготовленный из воды и меда…" Доля , Среча, Сряшта (серб.), Встреча, Счастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.
Недоля , Несреча, Несряшта (серб.), Злосчастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.


Доля и Недоля


- Доли нет, - говорили в старину об отсутствии счастья...


Доля - деление в русской традиции, например, разделение трапезы, это связь линии жизни - судьбы. Те кто делит друг с другом хлеб и кров, разделяет и судьбу...


Доля и Недоля суть одно - одно и то же событие для разных людей неоднозначно, - что для русского хорошо - немцу смерть... и наоборот...


"Доля, удел в славянской картине мира могут быть верно поняты, если сознавать, что предопределенность, заключенная в их смысле, действует не только "по вертикали", но и "по горизонтали": доля — 'часть некоего целого, доставшаяся отдельному человеку и находящаяся во взаимозависимой связи с другими частями, долями'. Век как 'некоторый объем жизненной силы' распределен между всеми членами человеческого общества, поэтому мотив вампиризма, питания чужой силой (жизнью, кровью) в архаических представлениях о стариках неслучаен. На том же принципе взаимозависимости отдельных "частей", "доль" основаны сложные славянские представления о споре..." (О. А. Седаков, Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990, с. 54-63)


...Ясень всегда помнил легенду о тайне жизни и смерти, о ковре судьбы, который ткут две девы Доля и Недоля из лучей солнечных и лунных, сидя в божественных чертогах, расположенных на ветвях древа мира в Прави. Нити, подобные солнечному свету, превращали цветной узор, выполненный мастерицами, в события жизни многих и многих, бесконечно многих живущих в этом мире и где-то еще, куда не может заглянуть око человека. Каждое такое полотно, играя миллионами цветов и издавая мелодии видимых и невидимых миров, жило своей жизнью, меняя цвета, усложняя или упрощая орнамент в каких-то местах, где человек не мирился с данностью причинно следственной связи происходящего и длящегося в пространстве и времени мироздания. Каждая его нить была связана с коврами других людей и чудесным образом напоминала буквы и слова, читаемые в Книге Бытия Хранителей. Связи эти видимы не только богам, но и некоторым людям. Видящие узоры, сотворенные Долей и Недолей людьми назывались ведунами или волхвами. Это особое сословие славян, хранящих знания мироздания и сказывающих о наиболее значимом в жизни всего рода или каждого в отдельности. Иные из сословия воинов тоже могли узреть ковер судьбы. Таковым и был Ясень. Он был свидетелем еще не произошедшего...


Зная невидимые связи воин, мог поразить своего врага не приближаясь к нему, только лишь устроив охоту на его покровителя в мире зверей, срубив его дерево судьбы и порубив его заговорить огонь, поедающий его ветви...


Узор всегда начинался с родника, дающему начало ручью. Если этот ручей набирал такую силу, что становился рекой, то жизнь человека наполнялась огромным смыслом бытия, творческим разнообразием, любовью, счастьем и несчастьем. Поток жизни не имеет определенности, но зависит от прошлого и обстоятельств, складывающихся в причины, которые создавали настоящее, вытекая в будущее неотвратимостью...


Но по вере бодричей и родственных им народам, во власти человека было самому решить свою судьбу, называемую линией жизни, стоило только попросить своих предков и неминуемая беда могла пройти стороной. Если же кто-то мечтал о славе и богатстве, то просил для себя и родичей этого, обещая потом отдать долг предкам. Но если он забывал отдать требу богам, то приобретенное отбиралось с лихом...


Взойдя на курган к жертвенному камню и отдав богам требу, хлеб и воду или иные плоды, бодрич мог просить все что хотел. А желал он только необходимого. Честно соблюдая слово, данное своим пращурам...


У рода Красного медведя таким священным местом была гора со стоящей на ней Зеленым камнем, исписанным знаками, которые не всякий смертный мог прочесть и понять...


Обязательно мастерицы, сидящие на ветвях Ясеня, украшали ковёр судьбы разными деревьями, где были части душ людей. Традиция бодричей учила родичей Ясеня, что у каждого человека есть свое дерево, питаемое от родника или реки водами, несущими в себе знание о мире. Лес тех деревьев, с частичками людских душ был населен зверями, в которые тоже были от части в духовной связи с людьми. Если одна из этих частей терялась, умирала или погибала, то и другие части единой души ждала та же участь. Так люди понимали мир, окружающий их, так они представляли мироздание, в таком мире они жили...


В изображениях, которые делали бодричи были сюжеты их сказок и мифов, где обычно к ручью или на реку приходил зверь. В звере или птице пребывал дух хранитель души и тела человека в этом мире и проводник, ведущий душу к реке забвения в ином пространстве, называемом смертью...


Даже в христианских храмах иконописцы обязательно изображали Долю и Недолю в образе рожениц, занимавшихся рукоделием...


(отрывок из повести о балтийских славянах бодричах)



Другие статьи в литературном дневнике: