Два вида знания

Наталья Анатольевна Шлемова: литературный дневник

«Есть два вида знания: одно - словами выражаемое, другое - точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить словами, как это понимание происходит, но оно поистине прекрасно».
© Николай Рерих
* * *
«Кто увидел вселенную, увидел пылающий чертеж ее устройства, тот не станет больше думать о человеке, о его ничтожных радостях и печалях, даже если этот человек он сам». © Хорхе Луис Борхес


«Надо знать, что такое вечность, ибо она, как известно, есть модель и прообраз времени».
© Хорхе Луис Борхес
• * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
• «Только с очень большим человеком можно быть самим собой,
целым собой, всем собой.
Потому что, чтобы принять, нужно обладать неменьшей полнотой —
и силой — чем дать.
Силе не нужно обороняться.
Слабость же отлично вооружена и, заставляя силу умеряться,
быть не собой, блестяще побеждает.
Лишь Боги не боятся даров».
© Марина Цветаева / из письма 1926 г./
• * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
«Любая судьба, какой бы щедрой на события и сложной она ни была, содержит, по сути дела, единственный момент — миг, в который человек раз и навсегда узнаёт, кто он есть».
© Хорхе Луис Борхес
* * * * * * * * * * * * * * *
«Многие полагают, что воображение, особенно мистическое, опасно для духовного равновесия. Часто говорят, что поэты психически неуравновешенны. Лавровый венок чем-то напоминает дурацкий колпак. Факты и история решительно опровергают это мнение. Большинство поэтов были не только нормальными, но и чрезвычайно деловыми людьми, и если молодой Шекспир вправду стерег лошадей, значит, именно ему их доверяли. Воображение не порождает безумия — его порождает рационалистический ум. Поэты не сходят с ума, с ума сходят шахматисты; математики и кассиры бывают безумны, творческие люди — очень редко.
Все очень просто: поэзия — в здравом уме, потому что она с легкостью плавает по безграничному океану; рационализм пытается пересечь океан и ограничить его. В результате — истощение ума, сродни физическому истощению. Принять все — радостная игра, понять все — чрезмерное напряжение. Поэту нужны только восторг и простор, чтобы ничто его не стесняло. Он хочет заглянуть в небеса. Логик стремится засунуть небеса в свою голову — и голова его лопается». // «Ортодоксия» (1909) — религиозно-философский трактат Г. К. Честертона./ Пер. с англ. Н. Л. Трауберг, комментарии Л. Б. Сумм / — М.: Политиздат, 1991.



Другие статьи в литературном дневнике: