оппозиция рационализм - иррационализм

Наталья Анатольевна Шлемова: литературный дневник

«Так, чистый рационализм, требуя свободы отвлеченной, «критической» мысли и основанного на ней общественного действия, с другой стороны, в своей враждебности к вере и традиции, может и должен стремиться к стеснению свободы религиозной веры и к подавлению свободного пользования традиционным порядком, обычаями, нравами (якобинство, «комбизм», коммунистическое преследование веры и традиций). Более того – и это здесь самое существенное: рационализм, требуя свободы для себя, в своей идеи устройства жизни на основании рационального порядка имеет сильнейшую имманентную тенденцию к началу государственного регулирования, к подавлению той иррациональности и сверхрациональности, которая образует самое существо свободы личности (просвещенный абсолютизм, якобинство, коммунизм в его теории и практике; ср. программу Шигалёва в «Бесах»: «начав с провозглашения свободы, утвердим всеобщее рабство»)». (С.Л. Франк. По ту сторону «правого» и «левого». С. 495 // Избранные труды. – М.: РОССПЭН, 2010.)


* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
«Любой судьбе любовь даёт отпор». (Мигель де Сервантес Сааведра)
* * *
«Как часто уменье молчать бывает вершиною мысли». (Пиндар)



Другие статьи в литературном дневнике: