Сравнительная история-4. Еврохолуйство.

Мальхан: литературный дневник

В "Сравнительной истории-2" и "Сравнительной истории-3" я показал, как мне кажется, что история цивилизованных (САМОНАЗВАНИЕ) стран была на порядки более кровавой, нежели история российская; что уважение к человеческой личности ТАМ безусловно отличалось от такового ЗДЕСЬ - в худшую сторону.
Разумеется, делалось всё это с определенными целями (европейцы в западной части континента вообще отличаются своей рациональностью - в отличие от своих восточных собратьев). Цели эти были достигнуты.
Дадим слово А.Горянину - "Восстания и крестьянские войны имели место, конечно, и в Европе, но в целом народы стиснутых своей географией стран проявили за последнюю тысячу лет неизмеримо больше долготерпения, послушания и благоразумия, чем мы;"
и далее - "Они стерпели побольше нашего - стерпели огораживания, “кровавые законы”, кромвелевский геноцид, истребление гугенотов, гекатомбы Тридцатилетней войны, они вырыли еще до всех механизаций почти пять тысяч километров (это не опечатка!) французских каналов и вытесали в каменоломнях баснословное количество камня ради возведения тысяч замков, дворцов и монастырей для своих господ, светских и духовных. Они и сегодня не идут на красный свет даже когда улица пуста.
Именно в европейской истории мы сталкиваемся с примерами “труднообъяснимого” (как выражается г-н Грачев) смирения и покорности. Труднообъяснимого именно с русской точки зрения".(http://libereya.ru/biblus/gorianin/index.html#sod)
Ну, насчет "труднообъяснимого" - я лично никакой труднообъяснимости не вижу в упор. Свирепость власти, жестокость законов - на протяжении веков! - сделали своё дело. Цивилизованных (САМОНАЗВАНИЕ) европейцев приучили ходить по струночке, воспитали в них хребтовое чувство (когда и перед кем прогинаться) и трепетную покорность перед грубой силой.




Разница в свободолюбии наших народов начала проявляться ещё в весьма далекие времена.
И.Р.Шафаревич - "Как мало отношение русского допетровской эпохи к власти походило на "рабскую покорность", "стремление думать и чувствовать одинаково с нею", - показывает Раскол, когда второстепенные, не имевшие догматического значения изменения обрядов, введенные властью, не были приняты большой частью нации, люди тысячами бежали в леса, шли на муки и смерть, самосжигались - и за 300 лет проблема не потеряла своей остроты. Интересно сравнить это с похожей ситуацией в классической стране, утвердившей принцип личной свободы и человеческих прав, - Англии. Генрих VIII скроил совершенно новое вероисповедание, взяв кое-что от католичества, кое-что от протестантизма, да еще несколько раз его перекраивал, так что под конец его подданные уже не знали хорошенько, во что же им надлежит верить. И вот - парламент и духовенство оказались покорными, большинство народа приняло это сочиненное из политических и личных соображений вероисповедание".
И далее - "Немыслимо в России того времени было бы положение, зафиксированное Аугсбургским религиозным миром, выражавшееся формулой "куйус регио, эйус религио" (чья власть, того и религия), когда вера подданных определялась их светскими властителями".
И в более поздние времена российское общество хребтовым чувством особо не отличалось. Пресса не стеснялась поливать помоями премьера Лорис-Меликова, великих князей, военного министра Милютина ("Русский вестник" и "Русский мир") - за попытку проведения военной реформы, ЗА КОТОРУЮ АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЦАРЬ АЛЕКСАНДР II(!!!). И царь с военным министром были вынуждены уступить давлению 4-й власти(за которым, правда, стояли такие персоны, как генерал-фельдмаршал Барятинский, герой туркестанской кампании Черняев, варшавский генерал-губернатор Коцебу и др.)


И опять Горянин - “Записки” Лотара Швейница, германского посла в Петербурге в 1876-93, освещают фактическое бессилие русского правительства “защитить свою внешнеполитическую линию от разнузданных нападок собственной прессы”, постоянно затевавшей антигерманские кампании3 . О “послушной” русской печати могут рассуждать лишь люди, никогда не листавшие газетной подшивки былых времен."
Независимой была и судебная власть-особенно гражданская(т.е.не военная). Дела Засулич, Бейлиса, триумфально оправданных (хотя определенное давление властей и в том, и другом случае имело место) и встреченных после суда ликующей публикой - яркое свидетельство того, что не сильно у нас,в нашей стране "вечного рабства", боялись начальства, стремились ему угодить. Французские военные судьи во время дела Дрейфуса, присяжные Самой Демократической Страны На Свете, разбиравшие дело о взрыве на Хэймаркет-сквер,оказались гораздо более... ммм... дисциплинированными (с иной конституцией хребта)- в ущерб правосудию...
Склонности к раболерию российского и западно-европейских народов хорошо сравниваются при обозрении обстоятельств прихода к власти большевиков - и Муссолини (триумфальное вступление в Рим), а затем Гитлера (вообще избранного свердемократическим образом!). В России же - яростная гражданская война, исступленное сопротивление всех слоев общества - от юных гимназистов, толпами бежавших в ряды Добровольческой армии, до сибирских и тамбовских крестьян, рабочих Ярославля и Астрахани, донских, кубанских, оренбургских казаков...
В Европе же приход к власти фашистов и полуфашистов происходил на удивление легко и непринужденно (исключение - Испания). Как и гитлеровская оккупация.
Из наших западных соседей реальное сопротивление оказали:

1)Норвегия.
НО - помимо героев Сопротивления (таких, как Тур Хейердал, участвовавший в успешной атаке на завод по выработке ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ), нашлись здесь и такие, как Квислинг, Кнут Гамсун и иже с ними.


2)Великобритания.
Увы, поведение жителей её оккупированной части не позволяет с полным основанием назвать британцев свободолюбивой нацией...
С детства мне запомнился рассказ Куприна "Гамбринус". Должен сказать,что считаю создателя этого сабжа талантливейшим писателем, и, теи не менее, - редкой гадиной. За что?
За русофобию.
Трудно сказать,что сему причина - семейные ли узы, или сосулька на голову падала (entre nous soit dit, я всех лиц с национальными фобиями - русофобов, антисемитов и пр., не считаю полностью адекватными). Как бы то ни было, мысль "мы, русские, го@но", красной нитью проходит через всё его творчество. И ничего нет удивительного в том, что на старости лет он вернулся в СССР - в шныри к Иосифу Виссарионычу...
Так вот, была в рассказе "Гамбринус" сценка, когда английские матросы пели Rule, Britania. Процитирую - "Должно быть, сознание того, что они сейчас находятся в стране, отягощенной вечным рабством, придавало особенно гордую торжественность этому гимну английской свободы. И когда они пели, стоя с обнаженными головами, последние великолепные слова:


Никогда, никогда, никогда
Англичанин не будет рабом! -


то невольно и самые буйные соседи снимали шапки."


Как грится,рыдаль...
Вот только не прошло и сорока лет с момента написания "Гамбринуса", как АНГЛИЧАНЕ, жители оккупированых гитлеровцами островов Гернси и Джерси, блестяще опровергли эти пафосные слова, явив миру САМУЮ ВЫСОКУЮ СТЕПЕНЬ КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА С НАЦИСТАМИ В ЕВРОПЕ. Никакого Сопротивления, подпольных организаций наподобие "Молодой Гвардии" не было и в помине.


3)ПОЛЬША.
Раздавленная превосходящей гитлеровской военной машиной, добитая ударом с Востока (а нехрен было на нас в 1920-м нападать!), страна не покорилась. Подпольные и партизанские группы действовали повсюду. Но - не обошлось без паскудства - "Связь с гестапо была позорной тактикой обеих сторон - не только коммунистов. Армия Крайова тоже выдавала оккупантам своих политических противников." Ходос "Политические процессы" -http://www.ruslib.com/POLITOLOG/HODOS/processy.txt


Еще - греки и югославы (за вычетом словенцев и,особенно,хорватов). Эти - бились без страха и упрека. Правда, Квислингов-Петэнов и там хватало (как и везде, и у нас тоже).
Остальные европейские нации показали, что всё их "свободолюбие" заключается в готовности встать перед завоевателями в коленно-локтевую позицию и постараться получить удовольствие (как и во времена наполеоновских завоеваний, кстати!).
Дания, Голландия и Бельгия сдались практически без сопротивления, подпольное движение существовало в зародышевой форме и, в значительной степени, благодаря помощи агентуры союзников. Во Франции серьезное Сопротивление началось лишь после Сталинграда - свободолюбивые европейцы ХРЕБТОМ почуяли, чья берёт и воспряли духом...


Многое о потенциале сопротивления тирании народа определенной страны может сказать численность карательных органов, охраняющих тиранию. Вот вам цифирки - численность штата НКВД-МГБ в 1949 году - порядка 2-х миллионов, численность сотрудников гестапо к концу войны ВО ВСЕЙ ОККУПИРОВАННОЙ ЕВРОПЕ - что-то около 40 тысяч. Значит, хватало для вольнолюбивых народов...
Понятно, что в отличие от гестапо, штат НКВД-МГБ включал в себя и пограничников, и лагерных вертухаев, и простых ментов, однако, тем не менее, разница в цифрах внушает, как говорится...


Ещё один, ну прям-таки козырный аргУмент пламенных патриотов забугорья следующий - после свержения коммунизма в России у власти оказались представители бывшей партноменклатуры, и даже - ужосс! - выходцы из ОРГАНОВ (их число, разумеется, сильно преувеличено, ну да педриотам забугорья не привыкать звиздеть...).
Это, мол, опять-таки свидетельствует о тоске россиян по "сильной руке", об их рабской психологии и бла-бла-бла...
Что ж, все познается в сравнении. Посмотрим, как обстояла картина после свержения фашизма в Западной Германии -


"Через 10 лет после краха нацизма”, (как и через 20) в администраций ФРГ и ее земель трудились десятки тысяч вчерашних нацистов!
Они занимали высокие посты в стране вплоть до 70-х . С юных лет в моей памяти засело несколько из них: федеральные министры Оберлендер и Зеебом (были и другие, при желании их можно установить), глава военной разведки Гелен, генералы на высших командных должностях Хойзингер и Шпейдель (последнего связывали с убийством в 1934 г. югославского короля Александра и французского министра Барту). У советских пропагандистов была легкая жизнь, им ничего не надо было выдумывать. “Правду”, что ни день, украшала сенсация вроде: “Генерал вермахта, военный преступник NN стоит у руководства НАТО!” Да что там министры и генералы! Канцлер ФРГ в 1966-68 гг. Курт Георг Кизингер (преемник Эрхарда и предшественник Брандта) состоял в нацистской партии с февраля 1933 года по май 1945-го, был заместителем заведующего отделом радиопропаганды германского МИДа и в этом качестве имел тесные контакты с Риббентропом и Геббельсом. А бывший эсэсовец Курт Вальдхайм (обвинявшийся в военных преступлениях в Югославии) в 1972г. стал генеральным секретарем ООН, а в 80-х был президентом Австрии".
А.Горянин.


И он же -
"Всеми как-то быстро забылась та удивительная внутренняя готовность к свободе, которая оказалась присуща России. Странно, никто не вспоминает, что именно из России -из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, из дюжины академических городков - пошли, начиная с 1985 года, идеи и импульсы свободы столь смелые и последовательные, что поначалу местные элиты в советских республиках и будущие вожди национальных “народных фронтов” и рухов в ужасе шарахались от них и в лучшем случае лепетали: “Больше социализма!” (и уж совсем шопотом: “Региональный хозрасчет!”). Сегодня в этих республиках самоутверждения ради сложен миф о том, как их свобода была вырвана местными героями у злых русских."
Лучше не скажешь...


По прошествии десятков лет после WW II свободолюбия у эуропейцев не особо добавилось. С каждой из младоевропейских стран собственная элита вытворяет,что хочет. При распаде Чехословакии против было больше половины и чехов, и словаков. На их мнение, как все в курсе, положили с прибором. Ничего, утерлись и живут в разделенном государстве. Насчет участия в иракской авантюре народ нигде вообще не спрашивали, послали своих хлопцев под пули (как выразился премьер Латвии - "Чтобы понравиться Америке"). В России ТАКОЕ не прошло бы никогда - желающий "понравиться" расстался бы со своей кормушкой очень скоро...
Вообще мне эта история - с соучастием в иракской авантюре - навевает кое-какие ассоциации, а именно - с обычаями народов Новой Гвинеи. В некоторых племенах побежденный в межплеменной войне вождь должен (прошу прощения у дам) в качестве вассальной присяги публично полизать вождю-победителю... м-м-м... первичные половые признаки.
В соучастии квартета шавок (Польша энд Прибалтика) в иракской кампании практического смысла для Самой Демократической Страны На Свете - не густо.
А вот в качестве новогвинейского ритуала - вполне сойдет...


Та же картина - с размещением ПРО в Польше и Чехии. На мнение простых поляков и чехов кладется болт. А они утрутся и схавают, куда денутся...
Отдельная песня - поляки и УПА. Почти у любого поляка при упоминании Шухевича сжимаются кулаки, стискиваются зубы. Так вот, зверства его молодчиков, вырезавших только на Волыни по разным оценкам от 60 до 200 тысяч поляков - тема,практически ЗАПРЕТНАЯ в польской печати. Там только о Катыни писать можно, свобода слова, панимаешь! Разумеется, там есть желающие писать о горьких и страшных страницах своей истории, тем более, что и некоторое количество пока ещё живых очевидцев имеется. Однако любой польский главред ХРЕБТОМ чует - низзя!
Витю-Бджоляра* поддерживать треба, хотя бы и таким сомнительным путем. Они лучше про Молотова-Риббентропа да про компенсации желанные лишний раз напишут.


Как ни крути,а получается,что свободу у нас любили и любят больше.


*Бджоляр (укр) - пчеловод (юношеская профессия Ющенко).


ИСТОЧНИК: http://startracker.livejournal.com/11051.html



Другие статьи в литературном дневнике: