Экологи всего света, объединяйтесь.

Мастерская Сценариста: литературный дневник

Надо самих этих бизнесменов модных порезать на лЕнты. Просо слов нет, еакие алчные уроды. Вот из этого какие надо делать выводы,если мои не нра? :-)


Продать нельзя уничтожить: почему модные бренды режут и сжигают нераспроданные товары
За последние годы медиа не раз поднимали тему того, что модные бренды расточительно и неэкологично ликвидируют нераспроданные остатки — в свете поворота модной индустрии в сторону устойчивого развития такие давние и привычные им практики кажутся дикими. На фоне очередного подобного скандала разбираемся, зачем компании уничтожают остатки одежды и аксессуаров и может ли эта ситуация измениться?
Jim Watson/AFP via Getty Images
Что произошло
Все началось с того, что блогер Анна Сакс рассказала в TikTok о необычной покупке — разрезанных сумках американского бренда Coach. Сумки в таком состоянии она приобрела у другого блогера — Тиффани Шир, которая для своего проекта Dumpster Diving Mama занимается «спасением» выброшенных товаров: Анна рассказала, что пакеты с поврежденными кожаными изделиями нашли в обычных мусорных контейнерах рядом с магазином.


В своем видео блогер сообщила, что таким образом бренд поступает с нераспроданными товарами, чтобы снизить налоги: сумки специально повреждают, чтобы не продавать со скидкой и списать, как производственный брак. Также Сакс обратила внимание на то, что у Coach на сайте есть обширный раздел, посвященный устойчивому развитию и продлению жизни вещей, бренд обещает заботиться о долговечности своих изделий, призывает к сокращению потребления, запустил ресейл-программу (Re)Loved и даже предлагает починку сумок своим клиентам. Анна открыто задала бренду вопрос, смогут ли по этой программе отремонтировать порезанные сумки.



РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
После того как видео стало вирусным и набрало больше двух миллионов просмотров, Coach опубликовали в своем инстаграм-аккаунте ответ. «Теперь мы перестали уничтожать поврежденные и бракованные товары в магазинах и стремимся к максимальному увеличению повторного использования таких продуктов в нашей программе Coach (Re)Loved и других инициативах замкнутого цикла», — сообщили в компании. По информации, которую Coach предоставили Business of Fashion, поврежденные и впоследствии уничтожавшиеся товары составляли всего 1% от продукции бренда по всему миру. Coach добавили, что не претендуют на какие-либо налоговые льготы в связи с ликвидацией брака.



Почему бренды уничтожают одежду


Резонансный случай с Coach — далеко не первый и не единственный в своем роде. Так, еще в 2018 году Burberry опубликовали отчет, согласно которому за год было уничтожено нераспроданной продукции на ;28,6 миллиона. Эта цифра увеличивалась с годами: в 2017-м уничтожили вещи стоимостью ;26,9 миллиона, а в 2016-м — ;18,8 миллиона. По некоторым подсчетам, за пять лет было уничтожено около 20 000 единиц продукции.


Как объяснили тогда Burberry, вещи уничтожали для защиты интеллектуальной собственности — чтобы избежать перепродажи товаров на сером рынке по заниженным ценам. При этом бренд официально отчитывался о ликвидации одежды и аксессуаров — эта практика была не то что не запрещена, но даже нормальна и повсеместно распространена среди люксового сегмента: за 2017 и 2018 годы один из крупнейших люксовых концернов уничтожил товары на сумму более €480 миллионов — в основном это были премиальные часы, а один из старейших французских модных домов, по неподтвержденным данным, каждый сезон сжигал нераспроданные сумки.


Вещи не уценивают, чтобы не девальвировать ценность бренда как такового, — для имиджа компании раньше было выгоднее избавляться от излишков путем утилизации. Многие люксовые компании принципиально не делают скидок на свою продукцию и считают возможность отправить остатки коллекции в аутлет ударом по репутации. А уничтожение действительно помогает вернуть пошлины за нераспроданный товар — это частично компенсирует убытки.



РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Бренды, которые не руководствуются политикой уничтожения, отправляют вещи из предыдущих коллекций в аутлеты
Впрочем, со своими излишками расправляются не только премиальные марки, но и масс-маркет. Согласно расследованию датского телевидения, H&M сжигали 12 тонн нераспроданных товаров ежегодно с 2013 года. В компании тогда сообщили, что практикуют уничтожение только бракованных и не соответствующих критериям безопасности вещей, но датские эксперты по устойчивому развитию были уверены, что это в первую очередь способ борьбы с перепроизводством: компании невыгодно хранить остатки старых коллекций, в то время как новые поступают каждые пару недель.


Чем плоха эта практика
Уничтожение хороших, пригодных к использованию вещей — это растрата огромных ресурсов, ведь каждый предмет был произведен, на него ушло сырье, труд людей, топливо для транспортировки. А то, что модная индустрия ответственна за изрядную часть потребления природных запасов и загрязнения окружающей среды, не требует особых доказательств: тут и 5% всех выбросов парниковых газов, и 20% загрязнений мировой пресной воды от текстильных производств. Если произведенные вещи еще и уничтожают, это провоцирует производство новых — а значит, увеличение потребления ресурсов.


К тому же сам процесс утилизации тоже под вопросом. Несмотря на то что бренды вроде Burberry и H&M заявляли, что ответственно подходили к вопросу уничтожения вещей, экоактивисты из организации Fashion Revolution отмечают: объемы сжигаемой (а это основной способ избавления от ненужного) одежды таковы, что не могут не нанести урон окружающей среде. Одежда во многом состоит из пластика — это и синтетические ткани, и фурнитура, — его сжигание неминуемо приведет к выбросу парниковых газов и токсичных продуктов распада.


Mariana Darame/AFP via Getty Images
Получается, что, производя новые и новые вещи и уничтожая старые, модные компании только глубже погружаются в спираль перепроизводства. Как показал случай Coach, эта практика еще и приводит к гринвошингу: пока бренды утверждают, что заботятся об окружающей среде, но при этом продолжают уничтожать товары, доверие покупателей к экологической политике модной индустрии падает — а это тормозит ее устойчивое развитие в целом.



РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как меняется ситуация
Хотя практика уничтожения модных товаров еще себя не изжила, за последние пару лет есть положительные изменения. Во Франции запрет на уничтожение люксовых товаров ввели на законодательном уровне: по данным Специального комитета по экологическому аудиту, в стране до 2019 года ликвидировали до миллиона тонн вещей ежегодно.


После скандала вокруг сжигания вещей Burberry публично пообещали отказаться от этого: нераспроданные вещи решили передавать на благотворительность и переработку. Так, бренд начал сотрудничать с компанией Elvis & Kresse, которая занимается апсайклингом кожаных изделий, а еще начал передавать остатки тканей и коллекций Королевскому колледжу искусств в Лондоне, чтобы они стали материалом для студенческих работ.


Многие люксовые бренды отправляют коллекции прошлых сезонов в аутлеты: Dolce & Gabbana, Ralph Lauren, Salvatore Ferragamo и не только продают вещи со скидками, и на их имидже это сказывается только положительно. Другие бренды — например, Temperley London — передают остатки старых коллекций в благотворительные фонды, и вещи отправляются нуждающимся и людям в трудных жизненных ситуациях. Небольшие локальные марки нередко устраивают благотворительные распродажи своих семплов и архивных вещей: так российская марка My812 собирала средства в пользу фонда «Насилию.нет».



Кеды Converse из курток Carhartt WIP
А еще невостребованные вещи могут стать материалом для чего-то нового: некоторые марки создают на основе дэдстока, то есть нераспроданных остатков, новые творческие коллекции. У Levi’s была коллаборация с Ganni: вещи шили из остатков коллекций джинсов и курток из денима. Carhartt WIP передали свои старые рабочие комбинезоны и куртки для создания кедов Converse. Апсайклинг, еще недавно бывший нишевым занятием маленьких марок, все шире проникает в коллекции ведущих имен модной индустрии — работа с собственными старыми коллекциями в роли холста для чего-то нового может стать интересным и творческим решением проблемы нераспроданных остатков.


Но, пожалуй, единственный способ эффективной борьбы с ней — это снижение объемов производства: от вещей, которые не выпустили, и избавляться не нужно.


Читайте также:


Ничего нового: почему мужчины в России начинают все активнее покупать винтажную одежду


Как модные бренды работают с экоповесткой — и почему мы им верим (или нет)


Гардероб взаймы: как развивается аренда одежды и что она может дать мужской моде



Поделись с друзьями


ЭКОЛОГИЯ МОДА
Варя Баркалова
13 октября 2021
Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
ОК
Я соглашаюсь с 
правилами сайта
Интересное на сайте


Гоша Рубчинский проведет демократичную трансляцию нового показа


Ксения Чилингарова: «Я была бы ветром сирокко — теплым, но коварным»


Chanel запускают линию декоративной косметики для мужчин


The Weeknd выпустил летний мерч


РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
СТИЛЬ И ГРУМИНГ СТИЛЬ
«Семейке Тененбаум» — 20 лет: одеваемся на Хеллоуин как герои фильма
Мы уверены, что в этом году на вечеринках по случаю Хеллоуина каждый второй будет одет как игроки в сериале «Игра в кальмара», поэтому сразу предлагаем альтернативу — наряды персонажей культового фильма Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум», которому как раз исполняется 20 лет. Вспоминаем экстравагантный стиль героев и собираем похожие образы.
Everett Collection/Legion Media
Как и во всех фильмах Уэса Андерсона, в «Семейке Тененбаум» одежда героев играет не меньшую роль, чем детали окружающего пространства, свет, реплики, — это важная и утрированно прямолинейная отличительная черта, выражающая их характер. Фильм вышел в 2001 году, и режиссер поставил художнице по костюмам Карен Пэтч непростую задачу — не покупать новую одежду, а все сделать своими силами (или заказать напрямую у брендов, как было в случае с шубами Fendi и платьями Lacoste Марго Тененбаум). В результате среди прочих наград в копилке фильма оказался и главный приз премии Гильдии художников по костюмам.


У каждого персонажа «Семейки Тененбаум» очень характерный и самобытный гардероб, благодаря чему они легко узнаются — а значит, это прекрасный выбор для костюма на тематическую вечеринку!



РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роял Тененбаум
Everett Collection/Legion Media
Глава семейства Роял Тененбаум, как и каждый герой фильма, не расстается с определенным элементом одежды — в данном случае с серым двубортным пиджаком. Другие составляющие тоже относительно константны: очки определенной формы, полосатые галстуки, рубашки пастельных «андерсоновских» оттенков (например, половину фильма Роял ходит в розовой рубашке под цвет стен в своем доме — этот же оттенок повторяется в костюме его жены Эвелин и брюках дворецкого Пагоды). Образ получается пусть и не самый очевидный, но поклонники творчества режиссера оценят.



Пиджак, Acne Studios, €595; рубашка, Emma Willis, €268; галстук, Fendi, 16 500 руб.; очки Celine, €183
Чес Тененбаум
Everett Collection/Legion Media
В детстве Чес носит аккуратные строгие костюмы как неизменную униформу, а во взрослом возрасте меняет их на костюмы спортивные. Сейчас, через 20 лет после выхода фильма, классический красный костюм adidas прочно ассоциируется именно с этим персонажем — так что если вам предстоит костюмированная вечеринка, это самый простой способ получить узнаваемый образ. К тому же обещаем — спортивный костюм пригодится не только на Хеллоуин.



Олимпийка, adidas, 6999 руб.; брюки, adidas, 5999 руб.
Ричи Тененбаум
Everett Collection/Legion Media
Ричи Тененбаум, возможно, центральный и самый драматичный персонаж фильма. Ричи, как и его сводная сестра Марго, с детства носит спортивную одежду, надевая поверх нее формальную. Это сочетание несочетаемого — поло и теннисные напульсники с повязкой плюс строгий костюм верблюжьей шерсти (кстати, излюбленный элемент гардероба самого режиссера) — 20 лет назад было особенно заметным, а сейчас стало новой нормой. Для узнаваемого воссоздания образа Ричи вам может хватить повязки и напульсников, как у звезд тенниса семидесятых, но целиком наряд смотрится интереснее.



Пиджак, Saman Amel, €1438; брюки, Saman Amel, €402; поло, Club Monaco, €94; повязка, Fila, 299 руб.; напульсники, Fila, 299 руб.
Элай Кэш
Everett Collection/Legion Media
Так вышло, что за свою актерскую карьеру Оуэн Уилсон — исполнитель роли Элая Кэша в «Семейке Тененбаум» — на редкость часто представал в ковбойских образах. Элай щеголяет в бежевой замшевой куртке с бахромой и не расстается с эффектной белой шляпой (даже находясь в гардеробной в одном белье), а вот узорчатых рубашек у него изрядный запас. Каждая из составляющих его образа уже немного чересчур выделяющаяся, а вместе они и вовсе образуют гремучую стилистическую смесь, но когда, если на не Хеллоуин,


16+
© 2005—2021, ООО «Фэшн Пресс».
Все права защищены.



Другие статьи в литературном дневнике: