Любимые картины известных мастеров прошлого

Мастерская Сценариста: литературный дневник

Не зная историю ИЗО, не возможно постичь и современное искусство живописи (с)
Картины с историей
Александр Иванов «Явление Христа народу» (или «Явление Мессии»), 1837—1857 годы
Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в Италии в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Примерно в то же самое время была начата работа над эскизами и этюдами для будущей картины. Работу над большим полотном Иванов начал в 1837 году в своей мастерской в Риме. Написание картины растянулось на два десятилетия.


Сюжет заимствован из первой главы Евангелия от Иоанна (1: 29–31). Иванов называл этот сюжет "всемирным", он стремился показать все человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый "сомневающийся".


В 1858 году после 28-летнего отсутствия Иванов вместе с оконченной картиной прибыл в Санкт-Петербург. Работа была показана в Зимнем дворце, где её осмотрел император Александр II, а затем выставлена в Академии художеств. Несмотря на то, что многие отдавали должное мастерству художника, не все отзывы о полотне были однозначно положительными.


В ожидании решения о дальнейшей судьбе картины Иванов заболел холерой и скончался. Через несколько часов после его смерти поступило известие о том, что император покупает «Явление Мессии» за 15 тысяч рублей серебром, а также жалует художнику орден Святого Владимира.


В марте 1861 года полотно было отправлено в Москву для участия в выставке Общества любителей художеств, а в августе того же года вышел указ Александра II, в котором он сообщал, что передаёт картину в дар «устраиваемому в Москве Публичному музею». Таким образом, «Явление Мессии» стало одним из первых экспонатов картинной галереи Московского Румянцевского музея.


В 1924 году было принято решение о расформировании Румянцевского музея и передаче картин художников русской школы в Третьяковскую галерею, однако «Явление Христа народу» было перемещено туда только в 1932 году, после завершения строительства пристройки со специальным залом.


В Третьяковке картина занимает целую стену, а оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество.


Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов. Гоголь вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины в красных одеждах, ближайшего ко Христу. Себя Иванов изобразил себя в виде странника в шляпе с посохом в центре картины.


#живопись #искусство #культура #картины #картинысисторией #картинамаслом #минутапрекрасного #шедевры #рекомендации #историякартин #жанроваяживопись #сюжеткартин #русскиехудожники #тайныкартин #творчество #19век #загадкикартин #художество #художники19века #вдеталях #картины19века #живопись19века #христос #явлениехристанароду



Другие статьи в литературном дневнике: