Одно мнение одного литератора и переводчика

Мастерская Сценариста: литературный дневник

Какой дурью забивают головы юношеству!
Положительно, главная национальная идея россиянина — это безделье во всех его видах и формах. Бездельников Достоевского мы уже перечисляли, но у Толстого их количество зашкаливает настолько, что уже по одному этому понятно, почему в семнадцатом году произошла, не могла не произойти социалистическая революция, покончив, хотя бы на несколько десятилетий, с институционализированным паразитизмом целого класса. Например, из множества персонажей «Анны Карениной» работает только один человек — государственный сановник Алексей Каренин. Все остальные изнывают от безделья: мужчины, из тщеславия, загоняют лошадей на скачках или просто сибаритствуют, как Стива Облонский, женщины меняют туалеты и флиртуют на балах до тех пор, пока мужья и природа не приговаривают их к деторождению (впрочем, даже и тогда, при наличии целого штата мамок и нянек, они тоже не надрываются и, до очередной беременности, продолжают скакать на балах).


Положение Анны Карениной, в сравнении с положением содержанки Настасьи Филипповны, — завидное; как законная жена, она защищена и гражданским, и церковным правом, но, как и Настасья Филипповна, она целыми днями изнывает от скуки — ничего не читает, не пишет картин и даже не музицирует. Только чмокает хорошенького сыночка и поневоле выполняет, по требованию, супружеский долг. ВСЁ.


Разумеется, при столь пустой голове и бесконечном, бесконечно свободном, времени, которое можно было бы заполнить множеством дел интересных и полезных, её начинает тянуть на половые приключения. Муж, разумеется, глубоко уязвлён (а вы как думали?), но, проявив себя редкостным христианином, готов простить жене это мимолётное ****ство при условии, чтобы она его не афишировала и поскорее пережила. Но Анна Каренина требует развода. Минуточку! По тогдашним церковным и гражданским законам развод могла инициировать только оскорблённая сторона, после чего оскорбившая сторона существенно поражалась в правах. И вот бедный Алексей Каренин вместо того, чтобы заниматься государственными делами, ведёт переговоры с крючкотворами и старыми псевдорелигиозными ханжами, склоняющими его к сомнительному мистицизму. Его жизнь сломана — как в человеческом, так и в профессиональном смысле. При этом и любовник, Вронский, вынужден уйти с военной службы и, в ненавистном ему качестве штатского человека, таскаться с истеричной дамочкой, со временем пристрастившейся к наркотикам, по заграницам. Разумеется, Анна Каренина надоедает ему хуже горькой редьки, повязав его по рукам и ногам. Но, к счастью, ей хватает ума броситься под поезд (что, разумеется, будет представлено не как самоубийство, а как несчастный случай), и все, включая её сына, чью репутацию уже не будет тяготить дурная слава матери-шалавы, с удовольствием возвращаются к своим делам, в свою привычную колею.


Да, но такой дурью уже полтора века забивают головы юношеству и позволяют наживаться поколениям кинематографистов!
Немыслимо.
#Духовныескрепы#Литературоведение



Автор Ольга Щелокова-Газизова




Другие статьи в литературном дневнике: