Кто и зачем писал Новый Завет?

Марина Сапир: литературный дневник

Читаю очень необычную и интересную книгу "Creating Christ. How Roman Emperors invented Christ" by James Valliant and Warren Fahy. "Создание Христа. Как римские императоры изобрели Христианство". Опубликоано в 2016.


Авторы указывают многие места в Новом Завете, где Иисусу приписывают высказывания против иудеев, иудейских обычаев и в поддержку язычников. У меня есть несколько текстов на эту тему. Например, Иисусу приписываются слова против правил кошерной пищи во многих местах Евангелий и у апостола Павла (который назначил сам себя апостолом, не встретив Иисуса при его жизни). Но, когда Павел пишет об этом, он не ссылается на собственные слова Иисуса при жизни - только на мистические откровения. Если Иисус говорил это, Павел должен был знать это из устной традиции. Многие еврейские последователи Иисуса (которые говорили, что они следовали за Иисуспом при его жизни) продолжали придерживаться кошерной еды, как будто они ничего не знали о выступлениях Иисуса против. Поэтому Павел с ними спорил в своих письмах.


Скорее всего, это означает, что какая-то группа людей, которые называли себя христианами, придумали эти анти-иудейские высказывания. А другая группа, которые тоже называли себя христианами, не верили, что Иисус что-такое сказал. Эти вторые христиане были на самом деле иудеями, считали, что учение Иисуса и иудаизм не противоречат друг другу. Они были опасны для Рима, потому что они, как и другие евреи, бунтовали против римской власти.


Авторы считают, что Павел и авторы Евангелий были агентами римских императоров, которые должны были угнать Христианство, повернуть его против Иудаизма. Поэтому по заданию императоров Евангелия и были сочинены. У них есть доказательстваа, что в первом веке императоры поддерживали именно павлово направление христианства.


Павел был гонителем христиан до того, как он обратился к Христианству - по его словам. Но и после обращения он оказался врагом тех людей, которые считались спутниками Иисуса при жизни. Авторы указывают, что по отношению к Торе, тексты Павла противоречит письму Джеймса(по-русски, Якова), который считается братом Иисуса. Джеймс - Яков считал, что законы Торы должны неукоснительно соблюдаться. Важна не вера, а дела (как в Иудаизме). А Павел говорил (и в Евангелиях сказано многократно), что вера в Христа важнее любых дел.


У авторов много разных доказательств связи между христианами павлового толка и императорами. Это большая книга. Довольно научно написанная, со ссылками на историю, археологию, предыдущие исследования возникновения Христианства и т. д.



Другие статьи в литературном дневнике: