Ирония и РоссияПод иронией обычно в России понимается шутка, что-то забавное и развлекательное. У Пушкина иронический текст оставляет сомнение: имеет ли в виду автор прямой смысл или противоположный? Например, Пушкин пишет в "Онегине": "Любите самого себя"... Что это? Проповедь эгоизма? Насмешка над эгоизмом? Мы не знаем. Мы остаемся в подвешенном состоянии: вопрос есть, ответа нет. Но мы видим, что Пушкин здесь оставляет возможность, что и проповедь эгоизма и отповедь эгоизму могут рассматриваться как равноправные идеи. Проповедь эгоизма получает статус приличной идеи, которой можно интересоваться, которую можно обсуждать и сравнивать. Этот тип иронии был уже традиционным для немцев и англичан во время Пушкина. Эразм Роттердамский написал "Похвалу глупости" в 16 веке. Но в России были только отдельные периоды, когда парадоксальная пушкинская ирония была культурно допустимой. Насколько мне известно, никто кроме Шкловского не дерзнул заметить ироничность, стерновский характер, пушкинского умиления Татьяной, например. И, конечно, Шкловский не упоминал об этом после 1932 года, когда КПСС взяла на себя контроль за литературой и литературоведением. Я думаю, здесь мы упираемся в то, что определяет особенности и развитие русской культуры. В книге "Россия. Критика исторического опыта" А.С. Ахиезер писал о двух силах, которые формируют русскую историю и культуру. Эти силы он назвал Манихейством и Медиативностью. Грубо говоря, Манихейство - это категоричность: мы - это добро, они - это зло. Медиативность - это тенденция к компромиссу, которая допускает изменения, новизну. Ахиезер показывает на примерах из истории России, что сила Манихейства, категорический взгляд на жизнь преобладает во времени, эта сила движет народные массы. Медиативность, терпимость становится заметной только изредка, на время, чтобы быстро быть вытесненной категоричными взглядами снова. Он заметил, что традиция медиативности заметна, в основном, среди элит. Ирония Пушкина - это проявление медиативности, терпимости. Как и медиативность, она оказывается контр-культурной для большей части населения большую часть времени. Блок, который был принципиально против иронии (я написала об этом в главе "Ироническая поэтика"), связал парадоксальную иронию с индивидуализмом. И он совершенно прав. Манихейская логика считает "нас" правыми, а "их" неправыми. Это и значит, что индивиды не различаются в каждой группе, и никто не должен отделять себя от своего коллектива. Медиативная логика предполагает, что можно не соглашаться полностью ни с какой группой, быть себе на уме. Медиативная логика означает индивидуализм, который также обычно культурно неприемлем в России. Пушкин идет против традиций России. И Пушкин прав. В этом трагедия и Пушкина, и России. Как справедливо показывает Ахиезер, Манихейство, непримиримость в России ведет к огромным трагедиям для всего народа, и может привести к разрушению России.
© Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|