Разгадка Евгения ОнегинаРассказчик повествует о фантазиях Татьяны как реальности. Ключ к роману - это правило, как распознавать эти фантазии. Правило простое: фантазии противоречат тому, что известно, очень лестны Татьяне и зло упрекают кого-нибудь другого. Помогло разгадке также то, что я идентифицировала тип поведения Татьяны, как он называется в психиатрии. Я подошла к этому пониманию постепенно. Уже довольно давно (может, два года назад) я сообразила, что путешествие Татьяны дом Онегина - ее фантазия. Как домовладелец, я заметила, что приключение жутковатое и неправдоподобное. Представила себя на месте Онегина. Стала задавать вопросы об этом на Дзене всюду, где Онегин упоминается. И одна женщина подсказала мне, что тут есть подобие с романом Остен "Гордость и предубеждение". Прочитала роман, обнаружила это подобие. Убедилась в своей правоте. Татьяна придумала свое приключение на основе прочитанного романа, не заметив, что оно не переносится на русскую почву. Потом я уже поняла, что и Татьянино замужество - такого же рода фантазия. С другой стороны, я довольно быстро заметила, что рассказчик в романе иногда "перевоплощается" в своих героев. Этот термин я сама ввела. Но сейчас я думаю, что термин не совсем удачен. Его способы передачи мыслей и чувств героев различны и зависят от героя. Уже совсем недавно, за прошедшие пару недель, я заметила, что рассказчик не столько "перевоплощается" в Татьяну, сколько вдруг ни с того ни с сего он переключается на некритическое повествование о ее фантазиях, передает ее взгляд на мир. Мне удалось связать это с тем, как сам рассказчик объясняет свои отношениях с Татьяной: он ее любит, и она является его музой. В сущности это и значит, что образ (дух) Татьяны диктует ему, что писать, он принимает эту диктовку некритически. Тогда я поняла, что фантазиями Татьяны являются не только эти два больших эпизода в седьмой и восьмой главах, но и любой другой фрагмент, где рассказчик, говоря о ней, допускает грубые противоречия, хвалит ее, ругает кого-нибудь другого. Глава 3 полна Татьяниных фантазий, которые и привели ее к написанию письма. По этим признакам читатель может отличить объективное повествования рассказчика, от его "внушенной", речи, когда он "одержим" Татьяной. По сути, это и есть - ключ к роману. Использование этого ключа позволяет разрешить те противоречия, которые обнаруживают в романе исследователи (см. https://proza.ru/2025/04/16/18). Кроме того, за эти две недели мне удалось заметить систему в Татьянином поведении и ее фантазиях - этот тип поведения называется нарциссическое заболевание личности (https://proza.ru/2025/04/02/1643). Это, в свою очередь, подтолкнуло меня провести углубленную параллель между "Онегиным" и "Гамлетом". В конце концов, Татьяна - не первая героиня с отклонениями в психике в мировой классике (https://proza.ru/2025/04/10/84) Теперь все или почти, что я до сих пор написала об "Онегине", надо откорректировать. © Copyright: Марина Сапир, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|