Избрание короля поэтов. 1918 год.

Марина Юрченко: литературный дневник

"Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, нет."
И. Северянин


В самом начале 1918 года в Советской России прошли необычные выборы. Выбирали монарха, короля - как бы странно это ни звучало в такое время. Правда, незримая корона, за которую сражались претенденты, не давала никакой мирской власти - она лишь обозначала, кто в России будет назван главным поэтом.
На соискание высшего поэтического титула были выдвинуты три мастера слова. Двое из них и поныне хорошо известны, третий отошел в тень и почти забыт, хотя литературоведам он прекрасно знаком.


Вечер 27 февраля 1918 года — "Избрание короля поэтов".
По городу была расклеена афиша, сообщавшая цели и порядок проведения вечера:


"Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием.
Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 12 (25) февраля. Стихотворения не явившихся поэтов будут прочитаны артистами.


Желающих из публики прочесть стихотворения любимых поэтов просят записаться в кассе Политехнического музея до 11 (24) февраля. Результаты выборов будут объявлены немедленно в аудитории и всенародно на улицах.


Порядок вечера:
1) Вступительное слово учредителей трибунала.
2) Избрание из публики председателя и выборной комиссии.
3) Чтение стихов всех конкурирующих поэтов.
4) Баллотировка и избрание короля и кандидата.
5) Чествование и увенчание мантией и венком короля и кандидата".


"Избрание короля поэтов" открыло собой длинную серию поэтических вечеров в Большой аудитории Политехнического музея, на которых поэты и публика вступали в прямой диалог; приговоры — поддержка, одобрение или неприятие — выносились тут же. Может быть, никогда еще поэты не стояли так близко к своему читателю и не ощущали его так отчетливо.


Выборы короля поэтов проходили в Москве, в Политехническом музее. Претенденты выступали перед зрителями, читая стихи, потом шло голосование.
Время было неспокойное и не все смогли добраться до Москвы - по разным причинам. Игорь Северянин, недавно уехавший в Прибалтику, смог вернуться на несколько дней. А Бальмонт, например, так и не приехал, хотя был заявлен как участник.


Свидетельства современников крайне противоречивы, избрание "Короля" сопровождалось шутливым увенчанием мантией и венком, но известно, что сам Северянин отнесся к этому очень серьезно.
Интересно, что титул "Короля поэтов" подходил больше всего именно Игорю-Северянину. В начале своего славного пути он уже был "Принцем поэтов".


Основная борьба развернулась между двумя ярчайшими чтецами своего времени - Владимиром Маяковским и Игорем Северяниным. Оба прекрасно владели искусство "держать" публику. Но в этот вечер эффектнее был Северянин. Ему и вручили миртовый венок короля поэтов.
Еще один венок, поменьше, должен был получить вице-король - Маяковский. Но он в бешенстве отмахнулся от него. А потом вскочил на стол и прочитал третью часть "Облака в штанах".


РЕСКРИПТ КОРОЛЯ


"Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.


Меня не любят корифеи -
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.


Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам,
Моим - любовь и песнопенья! -
Недосягаемым стихам.


Я так велик и так уверен
В себе, настолько убеждён,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.


В душе - порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королём поэтов -
Да будет подданным светло! "
И. Северянин
1918


"Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодежь. Читающим смотрели прямо в рот. Маяковский выдавался над толпой. Он читал "Революцию", едва имея возможность взмахнуть руками. Он заставил себя слушать, перекрыв разговоры и шум. Чем больше было народа, тем он свободней читал, тем полнее был сам захвачен и увлечен. Он швырял слова до верхних рядов, торопясь уложиться в отпущенный ему срок.


Но "королем" оказался не он. Северянин приехал к концу программы. Здесь был он в своем обычном сюртуке. Стоял в артистической, негнущийся и "отдельный". Прошел на эстраду, спел старые стихи из "Кубка". Выполнив договор, уехал. Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и возвращался в артистическую, посверкивая глазами. Не придавая особого значения результату, он все же увлекся игрой. Сказывался его всегдашний азарт, страсть ко всякого рода состязаниям.


— Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо.


Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. "
( Спасский С. В. Маяковский в воспоминаниях современников.)


Третье место досталось Василию Каменскому - поэту-футуристу, близкому другу и единомышленнику Маяковского и Бурлюка.
Титул короля поэтов Игорь Северянин носил вплоть до своей смерти в Таллине в 1941 году.


"Не завидуй другу, если друг богаче,
Если он красивей, если он умней.
Пусть его достатки, пусть его удачи
У твоих сандалий не сотрут ремней…
Двигайся бодрее по своей дороге,
Улыбайся шире от его удач:
Может быть, блаженство — на твоем пороге,
А его, быть может, ждут нужда и плач.
Плачь его слезою! смейся шумным смехом!
Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!
Не препятствуй другу ликовать успехом:
Это — преступленье! Это — сверхпорок!"
И.Северянин.




Другие статьи в литературном дневнике: