Подводные кабели и их значениеСтраны Объединенного экспедиционного корпуса (JEF) – формата, объединяющего Северную Европу, Британию и Нидерланды, – запустили усиленный мониторинг подводной инфраструктуры с помощью новейшей системы, которая поможет выявлять потенциальные угрозы и быстро замечать подозрительные действия судов. Об этом говорится в заявлении Великобритании, которая играет ведущую роль в этом формате. В рамках операции Nordic Warden будут отслеживать данные из ряда источников и используя в том числе инструменты искусственного интеллекта – высчитывать риски, которые может представлять то или иное судно, следующее через определенную зону. Ключевым поводом для запуска инструмента стало повреждение подводной ЛЭП Estlink-2 и нескольких подводных кабелей связи в Финском заливе 25 декабря 2024 года. Эта деятельность станет дополнением к мероприятиям на национальном уровне и в рамках НАТО. Особое внимание уделяется танкерам, которые причисляют к "теневому флоту" России. "Конкретные суда, которые считаются принадлежащими к российскому "теневому флоту", внесены в систему, чтобы за ними можно было следить, когда они входят в ключевые зоны интереса. Если установлено, что есть потенциальные риски, система будет отслеживать подозрительное судно в реальном времени и выдавать предупреждение, о котором узнают страны JEF", – говорится в объявлении. Под усиленным мониторингом будут 22 ключевые зоны, среди которых – Ла-Манш, Северное море, пролив Каттегат у берегов Дании и другие места в Балтийском море. "Операция Nordic Warden поможет защититься и от умышленных диверсий, и от случаев вопиющей халатности, которые, как мы видели, могут приводить к повреждению подводных кабелей", – отметил британский министр обороны Джон Хили. В Объединенный экспедиционный корпус входят Великобритания, Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия, Эстония, Латвия и Литва. Напомним, шведское военное судно выловило со дна Финского залива якорь танкера Eagle S, который он, вероятно, "потерял" во время обрыва нескольких подводных кабелей. Танкер, который считают частью российского "теневого флота", стоит в одной из гаваней возле города Порвоо. На борту танкера продолжается также инспекция Агентства транспорта и связи Traficom, которая сосредоточена на техническом состоянии и соблюдении всех необходимых требований. Днем 26 декабря представители финских ведомств подтвердили, что основной версией является внешнее повреждение кабеля корабельным якорем. Танкер Eagle S, который ходит под флагом Островов Кука и принадлежит к так называемому "теневому флоту". Эти заявления прозвучали уже после того, как стражи порядка побывали на борту Eagle S и выяснили, что один из якорей судна отсутствовал, то есть был оторван . Представитель оператора Fingrid Киммо Непола из отдела, который занимается подводными кабелями, говорит, что для повреждения Estlink 2 потребовалась бы большая механическая сила. Диаметр кабеля составляет 15 см, весит он 80 кг на метр длины. Кабель спрятан в стальной "панцирь", который должен защищать его от случайных повреждений, однако такие кабели все равно могут пострадать от физического воздействия, в частности корабельных якорей. В Финском заливе задеть кабели проще – наибольшая глубина там составляет 80 метров, а прибрежная зона намного более мелкая. Еще одно косвенное доказательство умышленных действий – это странный маршрут корабля в месте пролегания кабеля. Судно сделало петлю как раз над местом пролегания кабеля. Свидетельствует ли это о неоднократной попытке задеть кабель, чтобы в конце концов порвать его? Экипажу определенно придется объяснять причину такого маневра. Пока кабель поврежден только в одном месте, но этого достаточно – участок придется заменять. Ремонт, вероятно, займет столько же времени, как и предыдущий – около семи месяцев. Финский депутат и бывший командующий армией Ярмо Линдберг в комментарии Yle отметил , что за последний год произошел ряд повреждений подводной инфраструктуры, и во всех случаях подозрения ложатся на якоря торговых судов или танкеров. "Трудно представить, чтобы гигантские якоря волочились по неровному морскому дну, а экипаж этого просто не замечал", – комментирует он. Напомним, в октябре 2023 года оказался поврежден газопровод Balticconnector, соединяющий Эстонию и Финляндию по дну Финского залива, а также кабель связи. Главная версия следствия – повреждение якорем китайского торгового судна New New Polar Bear. На морском дне обнаружили следы якоря, а впоследствии нашли и оторванный якорь – неподалеку от места разрыва трубы. Но это расследование движется медленно , так как тогда судно беспрепятственно ушло с места происшествия. Теперь следователи зависят от готовности компании-собственника и официального Пекина как-то сотрудничать в этом вопросе. В ноябре 2024 года пострадали сразу два кабеля связи в Балтийском море – между Финляндией и Германией и Швецией и Литвой. Несколько европейских чиновников предположили, что инцидент - гибридная диверсия. В центре внимания следствия – китайское торговое судно Yi Peng 3, следовавшее из российского порта. Тогда его настиг датский фрегат, но в международных водах, что не позволяло сразу допросить команду. Кораблю пришлось месяц простоять на якоре , пока Китай дал согласие на то, чтобы полиция поднялась на борт. Финляндия, обученная предыдущим случаям, на этот раз отреагировала быстро. Это дало намного больше возможностей для расследования: Eagle S приказали двигаться в сопровождении патрульного катера в портовый город Порккала, рядом с Хельсинки, и там встать на якорь. Далее полиция и пограничники ночью высадились на борт с вертолетов и начали следственные действия. Главная находка при обыске: когда команду попросили поднять один из якорей, оказалось, что он отсутствует на цепи. Eagle S уходил из российского порта Усть-Луга в Египет, загруженный неэтилированным бензином. Судно зарегистрировано под флагом малого океанского государства – Островов Кука, а владельцем указана компания из ОАЭ. По поводу танкера и его действия идёт расследование. Хотя преднамеренный разрыв кабеля еще юридически не доказан, в Финляндии и Эстонии не верят в очередную случайность. Более того, премьер-министр Финляндии Петтери Орпо считает, что нечто подобное повторится в ближайшее время . Место пролегания кабелей общеизвестно. "Урок заключается в том, что спокойные времена закончились. Мы должны во всех своих действиях учитывать, что кто-то пользуется нашей открытостью", - отметил он и добавил, что в дальнейшем Финляндия не собирается закрывать на это глаза. Руководитель МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс подчеркнул, что столь однотипные инциденты не похожи на случайность. Более того, такие системные действия можно называть "атаками против эстонской инфраструктуры. "Это следует рассматривать как атаки против нашей критической инфраструктуры", - поддержал его глава МИД Эстонии Маргус Тсахкна. В настоящее время Финляндия вместе с Эстонией, Швецией, Норвегией, Данией, Польшей, Еврокомиссией и генсеком НАТО обсуждают меры по противодействию диверсиям. Сейчас Эстония отправила патрульные катера стеречь "сестринскую" высоковольтную линию поврежденной, Estlink 1. Да и литовско-шведский NordBalt нуждается в защите, особенно учитывая намерения балтийских государств отсоединиться от российской электросети. Эстонский премьер признал, что присматривать за "каждым квадратным метром" морского дна невозможно, поэтому одновременно с усилением охраны важно позаботиться и о возможности быстро устранять такие повреждения. В ЕС активизировались разговоры об изменении международных морских правил. Угроза диверсий на критической инфраструктуре актуальна не только для Балтийского моря. "Страны должны иметь возможность лучше защищать свою критическую инфраструктуру, эффективнее останавливать подозрительные корабли и быстрее устанавливать подозреваемых", – отметил Кристен Михал. Разрыв Estlink 2 не будет иметь необратимых последствий для энергоснабжения ни в Финляндии, ни в Эстонии. Но в случае "выпадения" еще одной подводной ЛЭП государства Балтии могут столкнуться с дефицитом электроэнергии. Диверсии могут повториться не только в Финском заливе, но и в Северном море или в Атлантическом океане. Ввиду критической важности коммуникационных соединений, таких как подводные кабели данных, в современном мире, последствия этого нельзя недооценивать.
© Copyright: Марианна Ольшевская, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|