Беларусь. Рейды милиции. Поиски рабочей силы.

Марианна Ольшевская: литературный дневник

Беларусь. Страна успехов и прорывов.


В последние годы там искали всякое. Искали нефть в товарных количествах, искали газ. Искали золото и алмазы. Хотели добывать гипс, освоить месторождение бокситов.


Сейчас власть хочет искать редкоземельные металлы и добывать биткоины.


Но на самом деле в Беларуси не хватает другого ресурса.
Главный ресурс, которого не хватает Беларуси и белорусской экономике, — это люди. И дефицит этого ресурса чудесным образом не восполнишь. Потому что людей взять негде. Минская милиция сейчас проводит рейды с целью выявления граждан, не занятых в экономике.


Министр внутренних дел Иван Кубраков 3 марта отчитался о том, что рейды имели полный успех. Сказал, что в отделения занятости выстраиваются очереди из граждан, которые хотят устроиться на работу. Пообещал, что найдут каждого.


«Конечно, все, кто пользуется социальными благами, они обязаны работать», — сказал Кубраков.


Про очереди желающих в отделения занятости министру, конечно, виднее. Ему сотрудники докладывают. Но решению проблемы дефицита кадров милицейские рейды не помогли. По состоянию на 5 марта общее количество вакансий в экономике - 190 тысяч человек. При этом 70 процентов - это рабочие специальности. Второе по значению — это сфера торговли. Министерство торговли недавно жаловалось, что некоторые сельские магазины приходится закрывать потому, что там банально некому работать.



Только по официальным данным Белстата, на этой неделе, на заработки за границу только в прошлом году из Беларуси выехало 112 тысяч человек. С 2020 года из Беларуси эмигрировали до 650 тысяч, по самым скромным оценкам. На самом деле, эта цифра намного больше. Точное количество населения Беларуси неизвестно. Слишком много "мёртвых душ", то есть тех, кто уехал, но остался прописанным. Поредевшие ряды пополняются пенсионерами из России, в основном военными пенсионерами с приличными пенсиями.


Власти пытались решить проблему дефицита рабочей силы доступными им способами. Не только милицейскими рейдами. Они постоянно пугают белорусов ужасами за границей. Беларусы не пугаются.
Пытались привлечь трудовых эмигрантов из других стран, оказалось, что трудовых мигрантов белорусскими зарплатами. Но завлечь не получается.


И если работников у вас не хватает, а новых работников взять негде, то есть еще один способ решить проблему дефицита кадров. Надо заставить больше работать тех, кто пока еще остался.


Власть регулярно критикуют белорусов за то, что не соответствуют их представлениям об идеальном народе. На встрече с министрами 4 марта Александр Лукашенко сказал, что никакой проблемы с дефицитом кадров в Беларуси нет. А есть проблема только с тем, что белорусы ленивые и мало работают. А надо работать больше.


«Надо прекратить это нытье, что у нас не хватает людей. Что значит «не хватает»?? У нас производительность труда посмотрите какая. В три раза ниже, чем в Европе. Поэтому в три раза больше надо нагружаться. Загружаться. А не ныть, что у нас не хватает кого-то. У нас всех хватает. Шевелиться надо, чтобы заработную плату нормальную иметь», — сказал Лукашенко.


Белорусские власти любят простые рецепты. Сейчас продолжительность рабочей недели 40 часов, а надо работать в три раза больше. Соответственно, 120 часов в неделю. Или 17 часов в сутки, включая выходные. И сразу проблема рабочих рук будет решена, а производительность труда - как в Европе.


Хотя на самом деле производительность труда в Европе выше не потому, что люди в Европе работают больше, чем белорусы.
Если в Беларуси стандартная рабочая неделя — это 40 часов, то в Нидерландах она длится 29 часов.
В Дании — 32 часа.
В Норвегии, Германии и Швейцарии — 34 часа.


Ни в одной стране Евросоюза врачи не работают массово на полторы ставки, что является нормальной, общепринятой практикой в Беларуси.



Белорусы работают больше европейцев. Наши работники ценятся европейскими работодателями. Очень много белорусских медиков, программистов и бизнесменов успешно работают в странах Евросоюза, особенно много - в Польше и Литве.


Низкая производительность труда — это упрек не белорусам.
Потому что высокая производительность труда — результат применения современных технологий, автоматизации производства и нормальной организации экономики.


Во всяком случае факт в том, что вакансий много.
Добро пожаловать в Страну для Жизни!




Другие статьи в литературном дневнике: