Кто кого на самом деле кормит? Ломаем стереотипы.За 20 лет — с 2000 по 2020 год — мировая торговля сельскохозяйственной продукцией выросла в 3,7 раза. Правда, сюда входит и несъедобная продукция вроде хлопка и натурального каучука, а сам расчет номинальный, в долларах США без учета инфляции этой валюты. Но все равно ясно, что есть увеличение экспорта-импорта более чем в 2 раза даже с учетом повышения цен и что рост торговли обгоняет рост населения. Доля сельхозпродукции в общем обороте тоже выросла: в конце века было 6,3%, в 2020 году стало 8,5%. о чем свидетельствует статистика: 22% приходится на экспорт фруктов и овощей. ---------------- Африка продает больше фруктов и овощей, чем покупает, все остальное в дефиците, особенно зерновые (пища бедных).
Америка — крупнейший чистый экспортер с положительным сальдо в размере $133 млрд. Динамика экспорта сельхозпродукции за 20 лет: Весь мировой экспорт сельхозпродукции за 2020 год составил $1,492 трлн. Примерно треть этого экспорта приходится на три государства: *Соединенные Штаты Америки — по итогам 2020 года их экспорт продовольствия составил $124 млрд, или 10% от общемирового экспорта. *Нидерланды — $79 млрд, или 6%. *Бразилия — $73 млрд, или тоже примерно 6%. Главным покупателем продовольствия в мировом масштабе является Китай. Главные направления китайских закупок — зерновые и мясо. Для объективности добавим, что Китай также входит в число крупнейших производителей продовольствия — например, выращивает больше всех риса в мире. Но огромное население съедает и свой рис, и тот, что куплен в других странах.
Крупнейшими странами-нетто-экспортерами в 2020 году являлись: Бразилия — +$64 млрд, главный товар — соевые бобы (39% от общемирового экспорта);
Китай: ;$117 млрд, главный предмет закупок — соевые бобы (24% от мирового импорта); Самой сложной выходит статистика по овощам и фруктам: масса видов, сортов и назначений. Одна и та же страна может быть крупнейшим продавцом и одновременно покупателем какой-то категории. Вторая проблема — список фруктов и овощей очень велик. По зерновым система яснее. Основной объем (90%) мирового рынка приходится всего на три культуры: пшеница, кукуруза, рис.
Главным экспортером пшеницы в 2020 году была Россия (18% от общемирового показателя), лидер по кукурузе — США, (26%), по рису — Индия (31%). В 2024 году Россия осталась крупнейшим в мире экспортером пшеницы, побив рекорд по объему экспорта. Далее следует Европейский Союз: Канада: Австралия:
Стоит отметить, что в 2024 году наблюдалось снижение экспорта пшеницы из России и ЕС, в то время как другие страны, такие как Австралия, Аргентина, США, Канада и Казахстан, увеличили свои объемы экспорта. Ситуация по мясу похожая. Основной объем приходится всего на три категории: говядину, свинину и мясо птицы.
Остаются еще рынки масла и масличных культур, молочных продуктов (к ним добавляют и яйца) и сахара. Рынок масла самый значительный, особое место там занимают Индонезия и тропические страны с их пальмовым маслом. А где Беларусь? По данным того же 2020 года, Беларусь поставила на экспорт сельхозпродукции на $5,8 млрд, в том числе молочных продуктов на $2,4 млрд (41% от общего количества) и мяса на $972,8 млн (17%). Дальше идут мука, казеин и рапсовое масло, но объемы экспортных продаж там в десятки раз меньше. Импорт продовольствия в Беларусь также идет. К нам везут растительные масла и сырье для них, некоторые зерновые продукты, крупы, муку, фрукты, овощи. Но объем импорта значительно меньше объема экспорта. Потому голод нам, очевидно, не грозит. И еще два аргумента к этому утверждению: Первый: все основные категории товаров Беларусь производит сама и в достаточном количестве, кроме морской рыбы и южных фруктов. ------------------- Выводы Лучшими производителями продовольствия оказываются страны с лучшим техническим оснащением и организацией сельского хозяйства. А те, что ведут дела по старинке, близко к природе, постоянно находятся под угрозой голода. И количество рабочих рук на селе тут ни разу не аргумент. В Соединенных Штатах сельским хозяйством занимается примерно 1% населения, доля сельхозпродукции в общем ВВП — тоже на уровне 1%. Но США производят и продают огромное количество продовольствия. А то, чего не производят, могут произвести, но предпочитают покупать — потому, что в глобальном смысле это выгоднее. **Китай имеет порядка 7—10% всех сельскохозяйственных земель мира, но кормит 22% мирового населения (самих китайцев). В 1991 году сельским хозяйством занималось порядка 60% всех китайских работников, в 2019-м — примерно 25%. Однако в 2020 году Китай ввозил порядка 23% нужного продовольствия: работники переходили в промышленность, уровень жизни рос быстрее, чем урожайность. В США, Великобритании, в странах Евросоюза и других развитых странах сейчас развивается органическое сельское хозяйство. От обычного товарного оно отличается на 20—30% меньшей урожайностью и большим количеством труда, и это при механизации. Цены на такую продукцию бывают в разы выше средних. Про массовое копирование этого опыта речи не идет, экспериментаторы часто разоряются или отказываются от выбранного пути. Первое, что приходит в голову, — для продовольственной безопасности важнее не хороший климат, не количество работников, а вложения в науку, технику и организацию производства. Без этого нищета практически гарантирована. https://money.onliner.by/2022/09/05/kto-kogo-kormit
© Copyright: Марианна Ольшевская, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|