37 Читая Монтеня

Ььььь: литературный дневник

Надо полагать, немногие баловни Вакха согласятся с тем, что они в часы служения своему порочному богу, каким бы беззлобным, угодливым и весёлым не оставался в подпитии нрав их, всё-таки омерзительны. Сразу хочу оговориться - я не сужу о тех, кто потребляет алкоголь изредка, я говорю именно о служении вину, о пьянстве. Дело здесь не только и не столько в том какие последствия несёт в себе затмение того или иного ума, нет - для нашей природы, богообразность которой мы с превеликим трудом доказываем себе на протяжении всей истории, оскорбительно само решение убежать от проблем в пьяное забытье. Это слабость. Впрочем, нет слабости с которой нельзя было бы бороться, ведь человек ищущий истину на дне стакана бежит от себя не потому что он порабощён вином, но потому что он порабощён желанием уйти, скрыться от враждебного мира. Такой человек не умеет противостоять трудностям. И хотя мы понимаем, что эти люди будут всегда, что бы мы ни делали, нам следует помнить также и о том сорте людей, которые также родились слабыми, или были сломлены несчастным детством, и не сумев стать частью общества остались вне мира, но сделав этот выбор они всё же облагородили себя, ибо уход их совершился через науку, через религию или через искусство. Мы должны помнить о них и учить их примером первых, ибо первые - невольники на корабле дьявола, и сами того не ведают. Попробуйте объяснить зависимому человеку, что он зависим и то место в знаменитом платоновском мифе о пещере, когда Сократ вопрошает Главкона: «А кто принялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они не убили бы, попадись он им в руки?» - вы поймёте по-новому. Потому нам следует очень осторожно оперировать этих больных! Лезвие нашей диалектики в беседах с ними должно быть не толще скальпеля, оно должно проникать в тело больного столь же легко и столь же незаметно покидать его по завершении операции.



Другие статьи в литературном дневнике: