68 В поисках автора

Ььььь: литературный дневник

В постперестроечную эпоху вся литературная тусовка этой страны сетовала на катастрофическую нехватку новых талантливых авторов. Шутка ли - для того, чтобы посчитать писателей, казавшихся тогда многообещающими, не нужно было даже и пальцев. Во-первых, это Пелевин, во-вторых – Виктор Ерофеев, в-третьих… Да вот собственно и всё. Многим тогда казалось что, только они, да ещё некоторые им подобные авторы, могут интересно писать современным доступным языком о новой, нарождающейся, постсоветской действительности. Сегодня, с вновь завоёванных холмов здравого смысла, становится очевидной вся ошибочность такой убеждённости. Безусловно, что и то, уже ставшее далёким, время, имело своих незаурядных сочинителей и неузнанными имена их остались лишь постольку, поскольку выявить и рассказать об их успехах читателям, было некому. Творческая интеллигенция Союза к началу девяностых либо ушла со своих высоких постов и приноравливалась к новым условиям жизни, либо, если это были молодые рецензенты, не могла осмыслить всего, что происходило вокруг, то есть не могла нащупать почву для критики. Такое положение, наверное, было связано, с общей для всех сфер жизни депрессивностью первых лет переродившегося государства, и косвенным доказательством в пользу этого вывода может послужить тот факт, что уже через поколение братство от литературы, казавшееся безнадежно разобщённым, обрело молодое и сильное пополнение. В его ряды встали такие титаны как Захар Прилепин, Владимир Сорокин, Борис Акунин, Татьяна Толстая, Роман Сенчин и многие другие. Что же реанимировало интерес к писательскому делу? Главным и основным дефибриллятором запустившим сердце изящной словесности на рубеже тысячелетий явилось событие, как мне теперь представляется, перехода окололитературной среды на коммерческие рельсы, без которого, что ни говори, массовая литература в стране победившего капитализма была бы немыслима. Получив какой-то кусок хлеба, народ вспомнил и о душе: появились новые литературные объединения, премии, толстые журналы, альманахи, сайты. Впрочем, из всех перечисленных составляющих нашего литературного супа молодежью занимались и занимаются только толстые журналы, сайты, да альманахи, а если уж совсем честно – одни альманахи. Потому как только альманахи обладают необходимыми для этого данными. Литературный альманах это выборка текстов молодых перспективных авторов. Задача этого вида изданий в том, чтобы печатать тех, чьи творения безусловно талантливы, но по какой-то причине ещё не известны широкому читателю. Главное отличие альманаха от толстого журнала с богатой историей или сайта-однодневки состоит в том, что вторые, как правило, публикуют любой безграмотный мусор, а первые печатают авторов, которые уже заявили о себе, которые уже успели завоевать или настроить против себя маститых критиков; альманахи же, в силу того, что они в обывательском понимании стоят ступенькой ниже изданий, где каждая буква служит не столько интересам искусства, сколько интересам бизнеса, но ступенькой выше разнородной рунетовской чепухи, могут и должны быть золотым сечением, примиряющим противоречия мостиком между безвкусицей сетературы и снобизмом признанных авторитетов.
Поэтому, тот факт, что самым свежим и интересным находкам в современной литературе я, - да и не один я, наверное, - обязан именно альманахам, нужно считать необходимым следствием существующего положения дел. Выбрав наугад свежие номера «Невского альманаха», альманахов «Ликбез» и «Форма слова» я отыскал несколько действительно талантливых, на мой взгляд, произведений.


Стихи:
1.) Михаил Гундарин. «Куртуазный календарь»
Называть Михаила молодым и неопытным как-то рука не поднимается, но вот эпитеты «талантливый» и «многообещающий» к нему и к его стихам могут быть применены по праву. Его стихи - непостижимый сплав поэзии шестидесятых и русской классики, причём одно другим нисколько не отягощено и не затёрто. Цикл из 12 стихотворений, написанный ещё в середине 90-х, но по какой-то удивительной прихоти, опубликованной лишь недавно. Каждому сонету, по образу и подобию знаменитых скрипичных концертов Вивальди, присвоено своё имя и своё настроение, в каждом – идеальное в пропорциях сочетание из слов и «несказанного, синего и нежного»:


Такая погода способствует разве что сну,
пускай в одиночку, зато под двойным одеялом
смиренья и грусти. Деревья подходят к окну
и просятся в дом. Ты их, помнится, раньше впускала,


Ценный образчик для коллекционеров од высшей духовности.


2.) Александр Карху.
Александр опубликовал в новорождённом альманахе «Форма слова» подборку из четырёх стихотворений, каждое из которых, - глубинный лирический психоанализ. Удивляет не то, что Александр пытается взглянуть на жизнь взрослого человека сквозь призму давно, казалось бы, вытесненных в небытие детских переживаний, но то, что у него это в отличие от многих других получается.


Вчера звонил во все двери и пулей мчался на улицу.
«Хулиган!» - кричали соседи, слыша твой заразительный смех.
Вечер. Щёлкаешь телеканалы. Опустошаешь супницу.
Надеешься, ошибутся дверью и позвонят, поднимаясь вверх.


Ещё большим уважением к этому автору проникаешься, когда узнаёшь, что ему только четверть века отроду, и что его творческий почерк ещё не оформлен вполне. Каждое стихотворение это одновременно поиск этого почерка и одна из возможных вариаций на тему, каким он мог бы остаться.


3.) Катерина Ремина.
Молодой автор из Мурома. Поэзия Катерины это сложный ритм, отрывистые интонации, отличное знание традиции стихосложения, умение ею пользоваться. По содержанию – стихи-рассуждения на философские и богословские темы. Фирменное блюдо – самое себя рассказывающее стихотворение «Потому что».


Потому что ты стоишь пройденного пути,
Расстояния между пунктами А и Б,
Запятой в приговоре "казнить невозможно спасти",
Задремавшего солнца и ночи в подзорной трубе.


Потому что на двух неспящих - небо одно,
Ритм сердца один - неровный (не то, что днем).
Потому что нет слов "далеко", "тяжело" и "давно" -
Есть слова "дай мне руку" и "дальше пойдем вдвоем".


Потому что весна приходит с ключом во рту
И двуручным мечом - разрубать узлы и оковы.


Потому и по стонущему под ногами льду
Довезет битый битого и увечный - слепого.


Проза:
1.) Константин Ли. «Тыква из Гренландии»
Костя, создал саркастический псевдолитературный клип, клип о невозможности какой бы то ни было самоидентификации в мире будущего. Его художественная интерпретация теории речевых актов в сети, между неким виртуальным «#Yozzzikом» и симулякром бога потрясает своей глубиной и правдоподобием. Авторское, упрощённое до примитивизма, рассуждение об обществе, оказавшемся в подчинении у некоей трансперсональной сущности – Радиоголовы, это даже и не рассказ, по крайней мере, это не то, что все мы привыкли считать рассказом; здесь в каждом слове полное презрение к языку. Словом, постмодерн во всём его отвратительном великолепии. Возможно, Костя и сам не догадывается какую тему он тронул.


Также добрым словом хотелось бы помянуть стихи Валерия Трофимова, Алексея Степанова, Кати Че, Лизы Малышевой, и Саши Довгулевой; прозу Петра Крестникова, Якова Сычикова и Софьи Мартынкевич.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.06.2016. 69
  • 04.06.2016. 68 В поисках автора